Как исправить почерк ребенку

Мой воспитанник в начале второго класса пишет с большой неохотой или отказывается вообще. Из упражнения почти невозможно выбрать хоть одно аккуратно написанное слово: спешит, буквы пляшут, не соблюдает расстояние между буквами и размер букв, остаются длинные хвосты. Ребёнок уже запуган двойками и не верит в свои силы. Значит, во-первых, нужно создать доверительные отношения и спокойную обстановку, располагающую к занятиям. Первые задания, которые я ему даю — найти и исправить намеренно допущенные ошибки.
Я тоже показываю воспитаннику своё письмо, я называю его скоропись, потому что привыкла за время учёбы в университете писать очень быстро. Мы вместе с ним находим мои неправильные буквы- это к и б. Я их прописываю в свою тетрадку и тоже буду писать у него на глазах. В тетрадь ученика прописываем самые не его взгляд неудачные буквы и их сочетания : ня, короткую в, «падающую» т и ш.
Трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. С причинами будем разбираться в процессе наблюдений и общения с воспитанником и ни в коем случае не будем паниковать: двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7-9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу основной школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере.
Ученикам очень повезло с учителем, если неудачную букву сначала разрешается подправить карандашом- это послабление избавляет в дальнейшем от «грязи» в тетрадях, когда букву пытаются обвести или исправить, повышает навык самоконтроля и даёт ребёнку право на ошибку, а это так важно для успешности ребёнка во всей его последующей жизни.
Самая главная проблема- отсутствие мотивации и неустойчивое внимание. Каждый день, например, пишет слово «Домашняя» и всё равно умудряется «намазать». Сегодня, когда я уже перевела дух, на конце слова «Домашняя» вдруг выскочила буква б, видимо из следующего слова… На выполнение домашнего задания уговариваю бонусами в виде интересных ему занятий- используем темы, которые изучаются на уроках по окружающему миру: свойства веществ, компас, глобус и т.д. Я и не подозревала в себе до сих пор великого экспериментатора, но пришлось соображать быстро. Может с точки зрения психологии совершаю ошибку, но пока не нашла другой способ уговорить ребёнка писать… Заметила, что получается хорошо, лишь когда я говорю: «пишем последнее слово»…
Задание 1
Сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.
Отдельные буквы пишет неплохо, соединения на месте. Я вижу проблему в том, что не используется на уроках в школе тетрадь с множеством косых линий, когда у каждой буквы и соединения свой «домик». Меня очень вдохновил опыт двухмесячной работы Надежды Александровны Самойловой из блога»Азбука сердца» в тетрадях с частыми косыми во втором классе. Эти тетради- хорошее забытое старое, потому что в таких писали и мои родители, а у них, кстати, на всю жизнь сохранился отличный почерк.

Пропись 1958 года

Тетради учеников Надежды Александровны рассматриваем вместе с моим воспитанником, чтобы он видел, что значит хороший почерк .
Очень важно дать ребёнку представление о практической важности письма- он уже воспринимает занятия как мучения (буквы то у него вполне понятно написаны, хоть и некрасиво) Поэтому рассказываю ему исторический анекдот.
Интересный факт
Во взрослой жизни не все люди уделяют достаточно внимания красоте своего почерка. Например, великий русский баснописец Иван Крылов обладал невообразимо диким почерком, который мало кто понимал. И даже на его рукописях находят авторские пометки примерно такого содержания: «Прочел через 3 года после написания. Ни черта не понял…».
Мы вспоминаем не только замечательного баснописца, но и пытаемся разобраться в каракулях знаменитого почерка врачей :

Ну теперь- то всё понятно!)

И, наконец, мы знакомимся с волшебным миром красивого письма — каллиграфией. Разве не удивительно, что взрослые занятые люди посвящают себя этому древнему кропотливому и изысканному искусству!?

Тетрадь по каллиграфии

Берём себе как девиз сказку для начинающих каллиграфов и каллиграфинь с правилами красивого письма. Красиво оформляем и вешаем на стену. А, нет, поступило разумное предложение и мы сворачиваем лист в свиток «по-королевски» и скрепляем подписями. Но свиток всё равно вешается на стену, чтобы, когда иссякнет желание писать, обязательства можно было бы себе напомнить.

край свитка слегка обжигаем над пламенем свечи, чтобы свиток выглядел древним)

В некотором царстве, в каллиграфическом государстве, с незапамятных времен правила царевна Линия. Её любимое занятие – участвовать в хороводах да игрищах разных, а излюбленная забава – множиться. Её и теперь можно на каллиграфических листах углядеть, да для этого нужно много достоинств при себе иметь:
1. Терпение – вера в то, что всё получится;
2. Усидчивость –способность регулярно поддерживать интерес к занятиям и сосредотачиваться над листом бумаги;
3. Умение видеть разницу – быть внимательным, всё примечать – что было и что стало;
4. Способность обобщать – обнаруживать «родственные» явления, видеть их связи;
5. Взыскательность к себе – не удовлетворятся достигнутым, видеть возможности дальнейшего самосовершенствования в письме;
6. Усердие в работе –делать всё от сердца, от души – результаты будут лучше;
7. Разумение – трудиться с умом, чтобы не ошибаться, лишнюю работу не делать и не уставать.
/kalligrafinja.ru/
Смотрим видео с письмом пером с восхищением, но и вздыхаем с облегчением от того, что в наше время уже изобретена шариковая авторучка, которая чрезвычайно облегчила нашу жизнь.
Было бы очень интересно попробовать писать пером, а пока мы запасаемся разноцветными маркерами, тоненькими шариковыми ручками, золотыми маркерами и серебряными для надписей на поздравительных открытках, которые уж точно должны быть идеальными, ведь предназначаются для дорогих нам людей.
Пригодятся в хозяйстве и красиво надписанные этикетки поэтому запасаемся шаблонами:

Решаем писать друг другу время от времени письма на красивых шаблонах для писем.

Вдохновляемся видео о японской каллиграфии с красивой старинной легендой о монахе Кукае, который писал такие красивые иероглифы, что казалось они, как птицы, расправляли крылья над листом бумаги и, как рыбы, ускользали в его белой глубине…
Первое красиво написанное слово у своего ученика я увидела только после этой беседы о каллиграфии…
Задание 2. Письменные упражнения
У этого ребенка вероятно нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Значит, чаще будем рисовать в воздухе, обводить буквы маркерами, обводить отдельные осмысленные слова.
Когда мальчик спешит, появляются и признаки нарушения пространственного восприятия. Например, буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Причём эта ошибка стала появляться недавно. Требуется обратить внимание, как именно ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев («рисует») или двигает всей рукой до плеча? Мой воспитанник рисует, а это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге. Рисуем большой плакат( в домашних условиях работаем пока без доски) на листе обоев с панграммой- предложением, в котором используются все слова русского языка- так я сразу увижу ВСЕ проблемные буквы, которые требуют дополнительной тренировки в прописи.
Предложила ему на плакате почувствовать широкими движениями от плеча размах слов и широту соединений, почувствовать свободу букв, чтобы они на письме не сливались- «не боролись»:

Писал сначала карандашом, потом обводил маркером- заметил, что маркером хоть и хочется, писать трудно

Выбрали несколько забавных панграмм:

  • Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю!
  • Вступив в бой с шипящими змеями — эфой и гадюкой, — маленький, цепкий, храбрый ёж съел их.
  • Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.

Заметили, что нужно поработать над шириной букв И и Н, наклоном Р, соединениями с Б. Первое время обводим удачные буквы. Неудачные собираем в задания прописать. Поскольку интерес у воспитанника очень неустойчивый, мы пока не используем готовые прописи, а в онлайн генераторе прописей , где можно выбрать разлиновку страницы , он сам себе задаёт задания. Рабочий лист выглядит, например, так:

Пишем с пользой, например, словарные слова
» Все словарные слова в 1 и 2 классе» Узорова и Нефёдова
Первые любимые задания из этого сборника были — исправления ошибок: я допускала ошибки, а он исправлял и с удовольствием ставил двойки.
Очень полезно пособие «Развивающие задания. 2 класс»
Задания, например, дописать к данным слогам и буквам по две буквы справа и слева, так чтобы получились новые слова: тахта, вынуждают моего ученика писать с заданным мной наклоном букв и заинтересовывают его в выполнении записей в тетради: «Такие загадки потом можно друзьям и родителям загадывать»

отсюда мы берём интересные упражнения на «переменки» между домашними заданиями

было

Пока только сижу рядом, когда он пишет, рисую в воздухе подсказки, если он забывает, как писать букву, и напоминаю сделать пошире, поровнее и т.д. Наклон букв получается только если я напоминаю правильно положить тетрадь и напомню про наклонные линии- помощницы. Под постоянным контролем исправили осанку. Первое, что делали в тетрадях- это заново знакомились с линиями, тренировались их видеть. Сначала прописывали линии под заданным наклоном в рабочей строке, пока получатся параллельные, потом писали заглавные буквы алфавита только на пересечениях линий. После цикла занятий покажу результат, а пока мы только ещё на половине пути к аккуратному письму. О наших упражнениях в следующем посте.

Время! Где найти время?!

Aвтор материала: Ольга Хвесько — Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы. Эксперт: методика преподавания русского языка, билингвизм, многоязычие, лингвистика Проект автора: Pappagallino multilingue

Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: “Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”

Казалось бы, что проще – учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!

Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.

Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.

Во Франции, например, вообще изменили правила написания букв , чтобы дети прибывших из бывших колоний “новых французов” быстрее адаптировались к латинскому письму.

Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.

У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в классах было не больше 10 человек.

Какой красивый почерк – Работайте с родителями!

У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.

Не берем случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.

В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить “свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.

Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.

Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных “тренировок” ничего не получится. И конечно: “Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”

Не слышали ещё такого от родителей?

Или “Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, “Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от “правильного” держания ручки отстанут”.

Карандаш – перо – шариковая ручка

Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?

В идеале начинать надо было ещё в детском саду.

Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.

  • убираем шариковые ручки. Больше мы их не достаём до конца года.
  • берём простой карандаш, лучше 2В, и начинаем писать буквы.

Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.

  • когда буквы запомнились и стали получаться, берём перья и чернила.

Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.

  • пишем однослоговые и двуслоговые слова, сразу в них и учимся соединять буквы между собой.
  • списываем простые предложения из сказок и стихотворений, которые разбираем на уроке.
  • обязательно в домашнее задание вносим Небольшие тексты для списывания.
  • устройте ежедневный конкурс на “лучший списанный текст”, но так, чтобы каждый ребёнок оказался с призом.

Как организовать курс каллиграфии?

  • Сформулируйте цель курса. Это самое главное. Вы не сможете сделать хороший курс, если не поймёте “Зачем?”.
  • Определитесь, сколько часов вы готовы посвятить красивому письму.

Идеально – около 40 часов.

  • Напишите примерный план: что за чем идёт, какие средства для переключения внимания будете использовать – это один из самых важных моментов.

Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.

  • Подготовьте все материалы для стажа. Не надейтесь на то, что родители принесут вам кисти и перья. После таких надежд обычно остаётся пара детей с широко раскрытыми глазами: “Мне мама не купила” и “Я забыл”.

Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.

  • Если вы планируете сделать подобный стаж во время учебного процесса – перераспределите расписание.

Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.

С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.

  • Усадите детей так, чтобы вам было максимально комфортно наблюдать за каждым ребёнком. Передвиньте парты, если это нужно – дети только обрадуются. Не давите на детей своими знаниями. Выслушайте то, что говорит ребёнок. Вам не сложно, а ребёнок поймёт, что его мнение уважают – вам в итоге понравится обмениваться мнениями и взглядами с детьми. Это трудно, но очень важно. Хвалите их, но не переусердствуйте. Говорите, как здорово у них получается, но поясняйте, где нужно поправить. И, конечно, следите за тем, как они держат руку, бумагу и карандаш.
  • Помните о том, что результат должен видеть сам ребёнок. Вы и родители можете увидеть, что ребёнок стал лучше и ровнее писать, но для большинства детей – это не результат.

Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.

Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!

Другие статьи автора

  • Как работать с устаревшей лексикой на занятиях с билингвами
  • Лэпбук для учителя русского языка

>
Статья на тему: Плохой почерк у ребенка — что делать?

Плохой почерк у ребенка – что делать родителям?

Проблема с почерком — самая распространенная в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.
Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

Что принято считать плохим почерком?
— когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять — какую из них имел в виду пишущий;
— когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;
— когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;
— когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;
— когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?
• Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.
• Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ — нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».
• У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!
• Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями.

Возможные причины неаккуратного почерка:

  1. Нарушение мелкой моторики пальцев.
  2. Слабое развитие кисти рук.
  3. Чрезмерная активность.
  4. Нарушение концентрации внимания.

Неврозы и др. неврологические заболевания

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
  • научить пользоваться ручкой;
  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

  • крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости;
  • строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам;
  • округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов;
  • сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе.
  • слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением;
  • беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Методическая статья Как работать над каллиграфией в 1 классе.

«Формирование каллиграфических навыков на уроках письма»

Мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов

Каллиграфия – это искусство писать чётким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем всё больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом.

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;

Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.

Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма, а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,

неравномерно расставляют слова на строке;

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность

наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат

линейность при письме;

не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического глазодвигательного аппарата, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение.

Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
Как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма? Проблема каллиграфического письма приобрела в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и меня.

Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности. Чтобы решить проблему, были поставлены следующие цели:

усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;

усвоение графических и каллиграфических правил;

обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;

развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма

Исходя из целей, были сформулированы следующие задачи:

проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик обучения письму;

проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;

проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.

При работе мною используются технологии: информационно — коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые; личностно-ориентированные.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.

Другим приёмом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания.

Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, — словом, того, чего иногда, он не может перенести в свое время движение во время письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.

Иногда можно давать учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это

вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.

Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.

Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки,

положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;

писать надо красиво.

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот

прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.

Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот приём при обучении письму применялся давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

Ещё одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.

Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить.

Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

Здесь были описаны основные приемы, применяемые в обучении

каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, узоров, росчерков, штриховка мелких форм и других.

На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

Можно использовать при работе упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку. Для детей младшего школьного возраста используются на уроке игровые ситуации: «Бюро находок» (закрепление знания элементов) — учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»; «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок) — доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:

знать психолого-физиологические особенности формирования

графических навыков письма, гигиенические условия письма;

осознать важность педагогических принципов обучения письму;

знать различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;

выбирать эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;

анализировать графические ошибки детей при письме и на этой основе намечать способы их предупреждения и исправления.

Коррекция почерка: полезные советы родителям школьников

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу – основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок, то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами – все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы – серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки. Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники рисования,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • лепка,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Читай также: О чем расскажет детский почерк?

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку? Необходим расслабляющий массаж. И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием – прививаем школьнику восприятие красоты букв. Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать, эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным, красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Наша мама-форумчанка mexx рассказывает: «У дочки достаточно корявый почерк, но я не заморачиваюсь. Она в математике не всегда может провести ровную линию, хорошо, что геометрию они под линейку чертят. У нас папа тоже с отвратительным, просто ужасным почерком — дочка похоже, в папу… Писать ровно и красиво буквы у нее не получалось ни в 1-м классе, ни в 4-м. Насиловать ребенка переписыванием — издевательство, она и так от письма очень уставала — для нее написать страницу это был подвиг. Сейчас пишет быстро, но неровно, учится хорошо, причем наша учительница говорит, что у нее еще не самый худший почерк в классе. В классе есть дети, которые пишут так, что хоть на выставку — а в устных ответах тупят, и контрольные своим каллиграфическим почерком пишут на 7-8… а моя хоть и грязно-криво, но на 10, собственно этим себя и успокаиваю».

Читай также: Узнай, от чего зависит почерк ребенка

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма. И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома – возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку. Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка, особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником. В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда плохой почерк – проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики, ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга – абстрактно-логическое, задача правого – развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у левшей, особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама-форумчанка Натали рассказывает: «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то… Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».

Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

Читай также: Почерк ребенка. Как курица лапой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *