Разбор предложения 4

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org

Что показывает синтаксический анализ

В русском языке существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы. Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Важно! Для каждого типа предложения существует определённый набор критериев оценки. В течение всего школьного курса ученики знакомятся с особенностями предложений.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

На этом процесс не заканчивается. Далее следует разобраться с тем, какие главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым. Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников.

На следующем этапе придётся разобрать предложение по частям речи. Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа.

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с деепричастным оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно. Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему .

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: .

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: .

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу, но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: , (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: , и .

Образец БСП: Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: , .

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

Это интересно! Какие существуют способы образования слов в русском языке

Одной из базовых форм синтаксического анализа является выполнение разбора предложения по членам предложения. Это позволяет отслеживать характер связей между разными ЧЛ предложения, определять специфику интонации, а также находить используемые в предложении словосочетания. Несмотря на то, что подобному разбору обучают ещё со школы, многие люди при выполнении подобного анализа сталкиваются с рядом трудностей, и обращаются за помощью к возможностям сети. Ниже я рассмотрю схему подобного анализа ЧЛ предложения, приведу особенности его ключевых шагов, а также расскажу, есть ли онлайн ресурсы, способные помочь нам в выполнении разборов данного типа.

Для чего нужен разбор предложения по частям речи

Синтаксический разбор предложения имеет важное значения для формирования и тренировки у людей орфографической грамотности, оттачивания необходимых орфографических навыков.

Особенно это важно при сегодняшней образовательной конъюнктуре, когда:

  • падает средний уровень самостоятельного чтения;
  • имеется недостаточное количество пособий по методике правописания;
  • понижается общий уровень познавательного интереса у учащихся.

При регулярном разборе предложения по членам вы осуществляете сразу несколько базовых задач:

  1. Знакомитесь непосредственно со множеством синтаксических конструкций в предложениях;
  2. Учитесь выражать свои мысли как напрямую, так и метафорически, оттачиваете логическое мышление;
  3. Выражаете свои мысли как устно, так и письменно;
  4. Проводите профилактику появления разнообразных речевых ошибок;
  5. Учитесь правильно формулировать вопросы.

Согласно имеющейся методологии синтаксический разбор предложения возможен в трёх основных формах:

  • Формальная форма (члены предложения выделяются по вопросам);
  • Семантическая форма (выделяются субъект, объект, предикат и др.);
  • Коммуникативная форма (выделятся тема и рема, то есть данная и новая информация).

При этом обычно разбираются предложения, в которых их формальная структура не входит в противоречие с коммуникативной и семантической структурой.

Как подчеркивать члены предложения

Читайте также: Как составить схему предложения.

Как выполнять синтаксический анализ предложения

Осуществление указанного разбора предполагает следование методологическому шаблону, состоящему в следующем:

  1. Определяем, простое это предложение или сложное (то есть, сколько в нём грамматических основ – если одна, то простое, если две и более – сложное);
  2. Идентифицируем предложение по цели его высказывания (повествовательное оно, вопросительное или побудительное);
  3. Какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное).

Если это предложение простое, тогда определяем его дальнейшую типологию:

  1. Устанавливаем, наше предложение распространённое или нераспространённое (то есть, если в нём есть только главные члены, тогда оно нераспространённое, а если кроме главных членов имеются и второстепенные – оно распространённое);
  2. Разбираем его на главные (подлежащее и сказуемое) и вторичные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), идентифицируем, какой частью речи они выражены;
  3. Выделяем однородные члены предложения (при наличии таковых), то есть имеются ли члены, которые отвечают на один и тот же вопрос, и связаны с одним и тем же словом.

Если это предложение сложное, тогда:

  1. Разбираем на составные части, идентифицируем их главные члены;
  2. Находим союзы (при наличии их);
  3. Определяем, какое это предложение – сложносочинённое (части предложения соединены с помощью сочинительных союзов) или сложноподчинённое (одна часть зависит от другой).

    Схема разбора предложения в синтаксисе

Онлайн ресурсы для разбора предложения по членам

В Рунете практически не представлены сетевые ресурсы, позволяющие выполнить синтаксический разбор предложения онлайн. В первую очередь это связано со сложностью разработки таких инструментов. К примеру, одно и то же слово в предложении может иметь различную семантическую нагрузку. При этом в англоязычном сегменте существует ряд таких сервисов, позволяющих выполнять разбор англоязычных предложений по членам предложения в режиме онлайн.

В частности, хотел бы обратить внимание читателя на ресурсы:

  • seosin.ru – в дескрипции ресурса заявлена возможность синтаксического анализа текста, при этом сам сервис работает крайне нестабильно;
  • advego.com – биржа контента «Адвего» может похвалиться специализированным инструментом для семантического анализа текста. Инструмент выделяет семантическое ядро, стоп-слова, ошибки и другое. В синтаксическом анализе пригодится лишь косвенно;
  • delph-in.net – мощный англоязычный ресурс для разнообразных форм грамматического и синтаксического онлайн анализа. Поддерживает только английский язык;
  • intellexer.com – ещё один иностранный ресурс для различных форм грамматического анализа, использует свой уникальный проприетарный API.

    Рабочее окно Intellexer API View

Давайте теперь на практике разберем несколько предложений по ЧЛ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *