Как найти водителя автобуса

Водитель трамвая – профессия для людей: интервью с Демаковой Еленой Александровной, водителем трамвая КП «ТТУ ГГ»

17:15 | 28 марта 2018

Водитель трамвая – человек, который управляет многотонной машиной, отвечая за жизни десятков людей. Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных.

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно. Да, в кабине нет руля, зато нужно учитывать массу факторов: в самом вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще есть автомобилисты, которые так и норовят стукнуться о вагон и нельзя забывать про систему тормозов. Резкая остановка может привести к тому, что стоячие пассажиры упадут. В общем, не каждый справится с такой техникой.

Но Елена Александровна Демакова уже много лет прекрасно ладит с этой непростой машиной, работая водителем трамвая в КП «Трамвайно-троллейбусное управление города Горловка «.

— Елена Александровна, расскажите, где Вы учились, почему выбрали именно эту профессию и какой у Вас стаж работы?

У меня 32 года стажа. Я работаю в Горловском ТТУ с 1985 года. Профессию выбрала случайно. После школы, пока я думала куда поступить, мои подружки взяли и отнесли мои документы в училище. Я окончила Горловское училище № 55 и после него закончила курсы в Донецке. Мне моя работа нравиться, я её люблю. Я выбрала именно трамвай, а не троллейбус потому, что я живу в Калиновке, а в Калиновке было трамвайное депо, а троллейбусное было только в городе и мне было удобней добираться на работу. А вообще хотела быть водителем троллейбуса. Транспорт я люблю.

— Чем труд водителя трамвая отличается от работы водителя автобуса?

Мне кажется, что ничем. У водителей автобуса свои трудности, а у нас свои. И у них случаются поломки, и у нас.

— На каких маршрутах Вы ездили и какой ваш любимый?

Любимый маршрут у меня №8. А так, я работала на всех маршрутах. Свой первый год я ездила по маршруту А, он кольцевой и самый лёгкий, а потом меня поставили на маршрут №8.

— А сколько сейчас у нас в городе трамвайных маршрутов?

Сейчас всего 3. Маршруты № 1, 7, 8.

— Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день, и всегда ли Вы ездите на одном маршруте, или он меняется?

У нас есть 2 смены. Из Калиновки у нас смена в 5.30 — выезжает первый трамвай и в 17.00 -заезжает последний, и вторая — выезд в 6.35, а заезжает последний трамвай в 18.00. Бывает, что если не хватает в городе вагонов, то с маршрута №8 могут поставить на другой маршрут в городе. В основном те, кто работает на маршруте №8 ездят постоянно, а те кто по городу часто меняются.

— На каких машинах Вы работали и на какой работаете сейчас?

Мой бригадный вагон 402, он постоянный. Трамваи у нас КТМ-5М3 и на других я не ездила.

— Большой ли пассажиропоток сейчас и в какое время больше всего пассажиров?

Как всегда, очень много людей едет утром. На маршруте №8, на 6.35, трамвай забит полностью. В обед народу меньше, а вечером тоже людей с работы много едет.

— Какие качества необходимы водителю трамвая?

В первую очередь уважение к пассажирам и спокойствие. Каждый водитель должен хорошо знать технические данные трамвая потому, как если случиться поломка, то мелкий ремонт, если это возможно, должен делать водитель. И мы делаем, чтобы довезти людей, а не высаживать их на полдороги.

— Почему, на ваш взгляд, большинство водителей трамвая женщины?

Я даже и не знаю, ведь считается, что это мужская работа. Но у нас уже три парня — водителя работает.

— Как складываются отношения с пассажирами?

Бывает по-разному. Большинство пассажиров у нас хорошие и всегда нас защищают, если вдруг ДТП, к примеру, случаются. Входят в положение, когда ломается трамвай. Исключения бывают конечно, а так, пассажиры стараются нас поддерживать, подбодрить.

— Какие сложности у Вас возникают на дорогах?

Водители легковых машин часто нас не пропускают, подрезают. Просто, видимо, не внимательные водители за рулём, которые даже не обращают внимание на наше транспортное средство. Зимой за наледь бывает цепляемся тяговым двигателем и если много воды осенью и весной, то заливается проводка, ведь всё у нас под вагоном находится.

— Обучали ли вы молодых водителей трамвая?

Раньше много приходило новичков и я их обучала. Приходили молодёжь, но и среднего возраста тоже бывали. Всего я обучила больше десятка молодых водителей.

— Какие-то интересные случаи были на маршруте?

Люди узнают свой трамвай не по номеру, а по водителю. Они нас – водителей, уже по именам знают. Был случай, когда мои пассажиры, которые обычно ездят на маршруте №8, сели ко мне в трамвай, а я была на другом маршруте и когда стала поворачивать они только тогда поняли, что сели не в тот трамвай.

— Расскажите о ваших интересах вне работы.

Раньше выходных было мало и всё время проводила на работе. А сейчас работаю два дня и два дня отдыхаю. Занимаюсь домом, огородом. С подругами встречаюсь. Люблю читать книги и разгадывать кроссворды.

— Многие в тяжёлый для города период обстрелов уехали, а Вы остались и продолжили работать во благо горловчан, почему?

А куда уезжать? Я домосед и свой дом не брошу. И дети мои никуда не уехали, хоть и была возможность. А сейчас мой сын и невестка тоже работают в ТТУ, так что можно сказать у нас семейный подряд.

Водитель трамвая – это профессия, без которой невозможно представить существование современного города. Благодаря таким работникам как Елена Александровна Демакова горловчане могут с комфортом, безопасно передвигаться по городу в городском электротранспорте.

>ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Установление режима труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2. Норма рабочих часов в учетном периоде.

3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *