Зачем слушать классическую музыку

С чего начать знакомство с классической музыкой?

Аляксей Карчэўскi 543 4 года назад Альтист, струнник, музыкант.

То, что будет проще для восприятия. Вряд ли стоит начинать с мастеров строгой полифонии или додекакофонистов, вы просто сломаете себе мозг и возненавидите академическую музыку на всю оставшуюся жизнь.

Выше уже предложен хороший вариант. Вот мой список, в котором, правда, явно наблюдается перекос в сторону романтической, русской и альтовой музыки:

40 голосный мотет Томаса Таллиса.

Прекрасную кантату «Stabat Mater» Перголези, умершего в черезвычайно юном возрасте.

Из И.С. Баха — знаменитую Токатту и Фугу d moll, Бранденбургский концерты (мой любимый шестой, так как я альтист), Мессу h moll. Баха вообще можно слушать всего и бесконечно.

Мадригалы Монтеверди — были такой очень качественной «поп» или «эстрадной» музыкой своего времени. Поэтому они одновременно и прекрасны, и легки для восприятия.

Из В.А. Моцарта — мейнстримную «Маленькую ночную Серенаду», абсолютно все дивертисменты, концерт для валторны F dur, прекрасные 23 и 21 фортепианные концерты, Концертную Симфонию для скрипки и Альта с оркестром, Реквием, оперы «Дон Жуан», «Волшебная Флейта».

Гайдн — до мажорный концерт для виолночели, квартеты, симфонии 45 и 103.

Бетховен — 5, 7 , 9 симфонии, 32 вариации, 4 фортепианный концерт, «Апассионату», «Лунную», «Патетическую» сонаты.

Россини, опера «Севильский Цирюльник», «Вильгельм Телль».

Шуберт — баллада «Лесной Царь», Симфония 8, Вокальный цикл «Прекрасная Мельничиха».

Шуман — «Карнавал», Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54.

От Шопена устать просто невозможно. Тем не менее, рекомендую Прелюдию e moll, Фантазию-Экспромт cis moll, Революционный этюд ор.25, Ноктюрны cis moll и Es dur.

Берлиоз — Фантастическая симфония, Симфония для Альта с оркестром «Гарольд в Италии».

Паганини — все 24 каприса.

Ференц Лист «Венгерские рапсодии» 2 и 6, «Прелюды», «Пляска Смерти».

Глинка — Неоконченная Соната для Альта и Фортепиано, опера «Руслан и Людмила», романсы (

Чайковский — симфонии 4, 5, 6, все балеты, «Трио памяти великого артиста», «Времена года», оперы «Пиковая Дама», «Евгений Онегин».

«Князь Игорь», «Богатырская» симфония Бородина.

«Шехерезада», опера «Царская Невеста » Римского-Корсакова.

«Картинки с выставки» Мусоргского, вокальный цикл «Песни и поляски Смерти».

Песни и Романсы Даргомыжского. Особенно «Старый капрал», «Титулярный Советник» и «Червяк».

Скрябин — 12 этюдов op.8. Особенно 12 и 5. Остальные его произведения сложнее для восприятия, но не менее прекрасны.

Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида» Верди.

Если выдержите, эпичный вагнеровский цикл «Кольцо Нибелунгов», оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда».

Рахманинов — прелюдии cis, g moll, 2, 3 фортепианный концерты, «Симфонические танцы», Литургия Иоанна Златоуста.

«Гносьены», «Гимнопедии» Эрика Сати.

Дебюсси — «Послеполуденный отдых фавна» , ноктюрны «Облака», «Празднества», «Сирены.», соната для флейты Альта и Арфы, все его фортепианные произведения, особенно «Лунный Свет», «Затонувший Собор», «Девушка с волосами цвета Льна».

Борис Чайковский «Подросток».

Густав Малер, симфонии 1, 2, 7, 9. симфония-кантата «Песнь о Земле».

Пауль Хиндемит «Траурная Музыка» для Альта и струнных, Симфония in В для духового оркестра, Концерт для Альта с оркестром, Соната для Альта и фортепиано Фа Мажор, Маленькая соната для виолы д’амур и фортепиано.

Шёнберг «Просветлённая Ночь», «Лунный Пьеро».

Шостакович — «Джазовая Сюита», симфонии 5, 7, соната для Альта, Балет «Золотой Век», струнные квартеты (особенно 13).

Прокофьев — кантата «Александр Невский», Балет «Ромео и Джульета», Симфонии 1 и 7.

Свиридов — концерт для хора «Пушкинский Венок» (Особенно «Зорю Бьют», «Восстань боязливый»), Сюита «Время Вперёд», «Метель».

Хачатурян — концерт для скрипки d moll, Балеты «Гаянэ», «Спартак».

Альфред Шнитке — «Concerto Grosso 1», Реквием.

Из современных — музыка Тавенера, Гласса, Наймана, Райха…

Начните наверное с этого, продолжать можете бесконечно, мир академической музыки прекрасен и неисчерпаем.

Как научиться слушать классику

Чтобы научиться слушать, надо только начать. Классика — единственная музыка, понятная всем, хотя многие считают, что она сложная. Примеров из моей жизни много: я знал профессоров и бизнесменов, увлекавшихся джазом и после переходивших на классическую музыку.
Есть у меня, например, знакомый из Южной Африки, который говорил: «Классика — это тяжело». А я советовал ему попробовать, только найти хорошее исполнение.

Через два года я выступал в Африке с оркестром, он позвал меня в гости, и у нас произошел интересный диалог.
— А что бы ты хотел послушать прямо сейчас? — спросил хозяин дома.
— Хочу 111-й опус Бетховена, последнюю сонату, которую он написал, — ответил я.
— А в чьем исполнении?
— Допустим, Рихтера.
— У меня их три. Мне больше нравится, когда он уже в возрасте и играет на фестивале.
Сказать, что я был удивлен, — это ничего не сказать.
— Давай, — кивнул я.
— Зайди в комнату, возьми на четвертом стеллаже на третьей полке 28-й диск слева.
Захожу в комнату — глаза разбегаются. Оказалось, за два года он собрал коллекцию из 15 000 дисков.

В общем, классика, как и любое искусство, не может оставлять равнодушным даже самого неподготовленного слушателя. Возьмем, например, фестиваль Башмета. Если еще десять лет назад основную аудиторию его составляли женщины и мужчины за 50, то сегодня средний возраст слушателя — 35–40 лет, и это достижение дорогого стоит. Тем более мы как раз исполняем композиции не для профессионалов, а для простых слушателей, пришедших получить удовольствие.

Как познакомиться и подружиться с классикой?

Совет 1. Впервые стоит услышать вживую

Например, после фестиваля хотя бы некоторые из 5 000 человек решат сходить в филармонию. А оказавшись там однажды и услышав хорошее исполнение, равнодушным не уйдешь. Там напрямую, без посредников, разговаривают с душой. Моцарт или Бах — это атмосфера, в которую погружаешься. Даже самый непрошибаемый человек не уйдет без эмоций.

Совет 2. Можно слушать и дома, но с соответствующим антуражем

В особой домашней атмосфере, вечером, с бокалом хорошего вина и изысканной закуской, в спокойствии. Еще лучше, если вы слушаете без наработанного бэкграунда, с чистого листа. Поверьте, эффект будет колоссальный.

Совет 3. Важно начать с правильных произведений

Есть множество незаезженных вещей вроде 40-й симфонии Моцарта. Потрясающая музыка. А его «Реквием»!.. Любимое произведение Ганнибала Лектера, между прочим, так что будьте осторожны.

Совет 4. Главное — качество исполнения

Музыка заставит проникнуться, но лишь в том случае, если ее играет толковый профессионал. Можно наткнуться на ерунду, выключить и решить, что вся музыка такая. Но это вовсе не так, если слушать Караяна, допустим, музыкантов из Берлинской филармонии, Лондонского симфонического оркестра.

Совет 5. Начинать стоит только с самого лучшего, что создано тем или иным композитором

А потом, войдя во вкус, можете окунаться, уходить в сторону. В данном направлении надо развиваться. Это как читать книгу: можно не знать, нравится тебе Достоевский или нет, но его произведения так или иначе не оставляют равнодушным, если ты уже открыл книгу.

Совет 6. Не относитесь серьезно к классике в обработке

Я считаю допустимыми кроссовер-проекты. Подобный, кстати, был на одном из наших фестивалей — «Классика и рок» с «Океаном Эльзы». Когда совмещаются разные стили, выходит интересно, а вот обработки… Какие? Ванесса Мэй? И скрипачей видали получше, и девушек посимпатичнее. Но тут на вкус и цвет. Она ведь собирает залы. Раз людям нравится, это тоже шаг к высокому искусству.

Высокое искусство — это оригинал. Это как взять полотно Моне, отфотошопить и сделать 3D-картинку. Прикольно, только это уже не Моне.

В каком порядке и какие композиции?

  • 01В. А. Моцарт (от венского исполнителя Бадуры-Шкоды):
  • ●Lacrimosa из «Реквиема»
  • ●Симфония № 40
  • ●Концерт № 23 (вторая часть)

Моцарта можно включать везде и всегда. Известно уже, что даже цветы лучше растут под его музыку, это научно доказано. Он дарит ощущение невероятной чистоты, света.

  • 02П. И. Чайковский
  • ●Концерт № 1
  • ●Симфония № 6 (просто фантастика)
  • ●Цикл (кстати, понравится и детям, и взрослым)

Чайковский очень близок русской душе. Слушать у него можно абсолютно все. Он очень мелодичен и романтичен, писал о русской природе и ее красоте.

  • 03 И. С. Бах

Просто начните с этого произведения — и не сможете оторваться.

  • 04Ф. Шуберт (в исполнении Альфреда Бренделя)
  • ●Экспромты №№ 2 и 3, опус 90
  • ●Cоната № 21 для фортепиано
  • ●Неоконченная симфония

  • 05Ф. Шопен (в исполнении Ашкенази) / Л. Бетховен

Шопена слушайте, если хочется фортепьянной музыки.

  • ●Концерты для фортепиано №№ 1 и 2
  • ●Баллады №№ 1 и 4

К Бетховену надо обращаться, если больше привлекает симфоническая музыка. К слову, «Лунную сонату» слушайте в последнюю очередь: она изъезжена и извращена до последней степени. Она звучит во всех супермаркетах в самых кошмарных обработках. Ее сложно услышать чистым ухом.

  • ● (не сразу известную девятую, а с первой и дальше)
  • 06И. Штраус / Р. Вагнер

Штраус — это не музыка под настроение, а вальсы для балов. Самый известный из них прекрасен. Но только в исполнении Венского филармонического оркестра.
У Вагнера можно смело слушать все знаменитое. Знаете, кстати, что он запрещен в Израиле? Он поддерживал фашистский режим, и в Израиле его не понимают. Но музыка ведь ни при чем, Вагнер же не знал, что будет нравиться Гитлеру.

  • ●»Полет валькирий»
  • ●»Кольцо нибелунга»
  • ●»Тангейзер»

Почему ее не слушают

Ее слушают люди культурные и образованные. Многие никогда не думали, что будут делать это, а потом приходят к классике и останавливаются: выше уже некуда. Мы всю жизнь учимся чему-то. И когда к классике наконец приходишь, это пик. Если она понравилась, это очень хорошо. Многие не воспринимают ее, потому что им не предлагают ее послушать. Мы бежим за модой, а классика — «старье». Только ведь мода ежесекундная, а классика остается.

Это как одежду покупать: кто-то на толкучке берет, кто-то — в «Шанель». И это просто вопрос вкуса, а он тоже формируется кем-то.
К нам стали приезжать толковые музыканты, и многих из них обыватель просто не знает. Наш фестиваль как раз призван решать эту проблемы и знакомить с мировыми именами в области классической музыки.
Кстати, Международный фестиваль Башмета уже вот-вот начнется, следите за ним в нашей афише. На торжественном открытии вы сможете оценить постановку «Евгений Онегин» с Константином Хабенским, ну а после наслаждаться музыкой: игрой уральского оркестра из 100 музыкантов, вечером венской классики, концертом квартета «Терем» («Классика встречает Фолк») и многими другими событиями.

Как научиться понимать классическую музыку? Ещё одно интересное мнение…

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную.

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *