Произведения художественной литературы

Содержание

ТОП-100 лучших и необходимых для чтения книг мировой литературы:


1. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.» Без этой книги вы не сможете смотреть на мир детскими глазами.

2. «Сонеты», «Пьесы» Вильям Шекспир
Непередаваемое изящество и до сих пор непревзойденные шедевры. Просто Гений.

3. «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» Александр Пушкин
Пушкин наше всё. Наш Шекспир. Как сказал Олег Меньшиков: «Можно прочитать одного Пушкина и понять в жизни все». Хотя актёр явно перегнул палку насчет «одного»…

4. «Три мушкетёра» , «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма
Произведения будут интересны еще долгое время как для юношества, так и для взрослых.

5. «Исповедь» Жан-Жак Руссо
Одна из книг, запавших мне в душу на всю жизнь. До сих пор помню цитату: «Есть три вещи, которые женщина никогда не простит мужчине. Одна из них — это то, что он не овладел ею, когда она этого хотела и он готов был это сделать…»


6. «Гобсек», «Отец Горио» Оноре де Бальзак
Попробуйте — скучно не будет. А поучительно — точно.

7. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» Марк Твен
Как много великой серьезной литературы и как мало настоящего юмора в литературе. Помню как покатывался со смеху в детстве.

8. «Дон Кихот» Мигель де Сервантес
Хоть будем знать первоисточник слова-рыцарство.

9. » Война и мир», «Анна Каренина» Лев Толстой.
Роман-эпопея о войне, о мире, о любви, о жизни. А также:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

10. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» Михаил Булгаков
Книга не нуждающаяся в рекламе. Даже люди довольно далекие от литературы с ней знакомы.
А второй роман благодаря фильму В. Бортко стал нарицательным. Живуч собачий дух.
«Белая гвардия» — великий роман о любви к Родине.

11. «Слово и дело», «Фаворит», «Пером и шпагой» Валентин Пикуль
Захватывающее чтение. Заодно узнаем историю. Может дальше и более серьезный интерес проклюнется.

12. «Рассказы» Антон Чехов
Жизнь простого, «маленького» человека будет актуальна во все времена.

13. «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу
Романтическая история любви. Высшая проба.

14. «12 Стульев», «Золотой телёнок» Ильф и Петров
Юмор в литературе, стиль, слог. Читать всем! А потом скажите, что не понравилось.

15. «Три товарища», «Черный обелиск» Эрих Мария Ремарк
Определенное мироощущение, трагические времена. Ремарка можно и нужно читать всего.

16. «Наследик из Калькутты» Роберт Штильмарк
Ах, как мы гонялись за этой книгой! Авантюрно-приключенческий роман. А история его создания достойна отдельной повести.

17. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» Фёдор Достоевский
Оказывается не всё так просто в этой жизни…

18. «Рассказы» О’Генри
Непередаваемый английский юмор. О’Генри, Джером К. Джером и Марк Твен — три кита этого жанра. Эффектные концовки…

19. «Хождение по мукам», «Пётр Первый» Алексей Толстой
Вещь! Читать бегом!

20. «Темные аллеи» Иван Бунин
Русская романтика. Любовь. Особенно читать в соответствующем состоянии духа. Высшая проба!

21. «Иосиф и его братья», «Молодые и зрелые годы короля Генриха IV» Томас Манн
Почувствуйте себя интеллектуалами. 🙂

22. «Всадник без головы» Майн Рид
Еще один образчик приключенческого романа. Помню, прочитал его запоем, за один день, в классе пятом-шестом.

23. «Одиссея капитана Блада» Рафаэль Сабатини
Авантюрно-приключенческий роман. Оставил заметное место и не только у меня.

24. «Золотой жук» Эдгар По
Детство детективного жанра, но какое!

25. «Сага о Форсайтах» Джон Голсуорси
Английская литература, английский стиль… Жизни в том числе…

26. «Новеллы» Стефан Цвейг
Одни из лучших новелл в мировой литературе. Ещё советую прочесть его роман «Нетерпение сердца». История любви красивой и богатой хромоножки к юному лейтенанту австрийской армии прекрасна и печальна.

27. «По ком звонит колокол», «Прощай оружие», «Старик и море» Эрнест Хемингуэй
Мировая классика. Старик Хэм рулит и поныне…

28. «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
Классика. Лично у меня представление о жизни на Кавказе сформировалось отсюда. Сейчас воспринимается по-иному, но все равно актуально.

28. «Илиада», «Одиссея» Гомер
На мой взгляд, лучшие произведения античной литературы. Через них я узнал многое о сотворении мира, увлекся древнегреческими мифами. Жаль, что сейчас мы знакомимся с ними только через фильмы типа «Троя».

29. «Богач бедняк», «Нищий вор» Ирвин Шоу
Энергичная литература. И захватывающая.

30. «Бремя страстей человеческих» Сомерсет Моэм
Еще один роман воспитания чувств.

31. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
Одна из любимых моих книжек. Я на ней рос, она учила меня видеть нестандартный мир свежим взглядом. Буду обязательно читать ее своим будущим детям.

32. «Война с саламандрами», рассказы Карел Чапек
Трагизм в простоте. Он пишет так хорошо и просто, что интересно читать даже его рассказики о домашних тапочках. Изобрел слово «робот». Читать всего!

33. «Библия»
Вечная книга. Обязательный участник всех Топ 100 книг!

34. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха» Гарсия Маркес
Шедевр мировой литературы, второе по важности произведение на испанском после «Дон Кихота». Я был без ума от прочтения. А второй роман — о «нелегкой жизни» всеми нелюбимого диктатора.

35. «Домой возврата нет» Томас Вулф
Один из моих самых любимых авторов. Герой романа — молодой писатель, не сумевший найти своего места во времена экономического кризиса 30-х годов. Вулф создал в книге реальную Америку, населенную реальными людьми. Америку времен Великой депрессии…

36. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
Без этой книги мой Топ 100 книг был бы неполным. Эпическая картина американской жизни. Романтическая история любви. Кинобестселлер впоследствии.

37. «Фауст» Иоганн Гете
Венец творчества Гете — драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.

38. «Мертвые души», «Ревизор» Николай Гоголь
Портреты, «вкусно» написанные с натуры, характеры, быт — картина русской жизни.

39. «Приключения Шерлока Холмса» Артур Конан-Дойл
Классика детектива. Как приятно в промозглый осенний вечер, удобно расположившись в кресле, взять томик Конан-Дойла и насладиться игрой ума Шерлока Холмса. Суперэкранизация Игоря Масленникова и суперигра актёра Василия Ливанова.

40. «День восьмой» Торнтон Уайлдер
В день шестой Бог сотворил человека и потом дал себе отдых, но каждый из шести дней длился миллионы лет. День же отдыха был, верно, очень коротким. Человек — не завершение, а начало. Мы живем в начале второй недели творения. Мы — дети Дня Восьмого. Уайлдер смог на примере одной семьи показать огромное разнообразие жизни, и людей в ней.

41. «Голод», «Пан» Гамсун Кнут
Кнут Гамсун особняком стоит в мировой литературе. Кумир интеллигенции начала 20 века. Преданный забвению в советской России. С 90-х годов новый бум Гамсуна. Предупреждаю — понравится не всем.

42. «Творчество», «Жерминаль» Эмиля Золя
Кухня творчества. Как оно бывает. А «Жерминаль» — о жизни шахтеров. Художественное воплощение «доктрины натурализма», вождем которого являлся Золя.

43. «Романы о Мэгре» Жорж Сименон
Мне Сименон очень нравится и я его читаю всего. Тонкий психолог. Преступления у него совершают обычные люди, поставленные в необычные ситуации.

44. «Сказки» Ганс Христиан Андерсен
Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить.

45. «Аэропорт», «Колеса», «Отель» Артур Хейли
Интересен подход автора, который прежде чем написать произведение по теме, с головой окунается в технологию описываемого. Если это отель, работает там на разных должностях и т. д.

46. «Улисс» Джеймс Джойс
Один из шедевров ирландского писателя, который и сами англичане до конца не понимают. «Железный» участник топ-100. Может осилите…

47. «Процесс», «Замок» Франц Кафка
Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом и способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.

48. «Тени исчезают в полдень» Анатолий Иванов
Становление Советской власти в деревне, любовная линия – эпическое произведение. Для тех, кого не отвращает слово «деревня». С интересом прочтёте, а затем лучше закрепите просмотром очень хорошей экранизации.

49. «Красное и черное» Фредерик де Стендаль
Роман «Красное и черное» — общепризнанный литературный шедевр девятнадцатого века. Известно, что А. Пушкин, прочтя в 1831 году по-французски первый том литературной новинки, пришел в восторг.

50. «Доктор Живаго» Борис Пастернак
Хотя Пастернака люблю за поэзию (особенно за лирику и переводы Шекспира), но роман, за который ему присудили Нобелевскую премию, заслуживает внесения в список.

51. «Великий Гэтсби», «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицтджеральд
Романы эпохи американского «Джазового века». Термин Фитцджеральда.

52. «Архипелаг Гулаг» Александр Солженицын
Наша недавняя история. Исследование Александра Солженицына, рассказывающее о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Книга основана на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора.

53. «Лезвие бритвы», «Таис Афинская» Иван Ефремов
Один из лучших наших фантастов наравне с А.Беляевым. Узнаете о судьбе известной афинской гетеры Таис, пользовавшейся благосклонностью Александра Великого. Книга — гимн женщине, ее красоте, уму, мудрости, дару любви.

54. «Дети капитана Гранта», «Вокруг света в 80 дней» Жюль Верн
Книги оставили неизгладимое впечатление в детстве. Воспитание духа путешествий.

55. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
Роман-приключение с философской идеей.

56. «Тихий Дон» Михаил Шолохов
Трудно найти более масштабную картину советской жизни.

57. «Фантастические произведения» Герберт Уэллс
«Война миров», «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка» — вечные темы фантастики.

58. «Лунный камень» Уильям Коллинз
Считается первым детективным романом на английском языке: его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами. Наверняка многие слышали о его романе «Женщина в белом», в котором тоже детективный сюжет.

59. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
Сказочная трогательная история.

60. «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст
Роман-эпопея, в которой автор воссоздает ушедшее время, изображая внутреннюю жизнь человека как «поток сознания». Термин, созданный для книг Пруста и ставший популярный впоследствии.

61. «Человек-амфибия», «Властелин мира» Александр Беляев
Как много мыслей и как много новых желаний рождают эти книги в юности.

62. «Моби Дик» Герман Мелвилл
Роман-притча об одержимости одним единственным желанием…

63. «Опыты» Мишель Монтень
Как мало изменилось в мире со времен Монтеня. Его мысли до сих пор афористичны.

64. «Игра в бисер» Герман Гессе
Культовый роман высоколобых интеллектуалов. Искусство ради искусства. Читать всем необязательно!

65. «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие
Считаю, что у Стругацких надо читать почти всё. Это не просто фантастика. Это философия жизни.

66. «Повелитель мух» Уильям Голдинг
Роман-антиутопия, повествующий о группе детей, оказавшихся на необитаемом острове после автокатастрофы. Автор раскрывает схему социального взаимодействия людей, у которых еще не сформировались понятия о добре-зле, справедливости и пр. За этот роман Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе. Очень сильное воздействие!

67. «Обломов», «Обыкновенная история» Иван Гончаров
Самый русский герой самого русского романа. И обыкновенная история о том, как быстро испаряются идеалы, стремления и засасывает обыденность.

68. «Лолита» Владимир Набоков
Изощренная литература о закоулках мужского сознания.

69. «Приключения Незнайки» Николай Носов
Повести-сказки. Обязательное чтение для детей.

70. «1984», «Скотный двор» Оруэлл Джордж
Антиутопии, проникнутые страхом западного общества перед советским государством. Притча-аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России.

71. «Над пропастью во ржи» Джером Д. Сэлинджер
Единственный роман автора, который и сейчас, спустя 60 лет, популярен среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы.

72. «Угрюм-река» Вячеслав Шишков.
Описания неповторимой красоты сибирской природы, яркие, самобытные образы, острый, динамичный сюжет захватывают читателя.

73. «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон
Небольшое по объему и легкое в повествовании, но все-таки шедевр мировой литературы. «Теперь меня ничем не заманить на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта: «Пиастры! Пиастры! Пиастры!».

74. «Пролетая над гнездом кукушки» Кен Кизи
Кизи не верил, что эти пациенты психушки были ненормальными, скорее общество отвергло их, поскольку они не вписывались в общепринятые представления о том, как человек должен себя вести. И мы не верим.

75. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле Франсуа
Подумать только: роман написан аж в 16 веке. Человеческая природа меняется труднее всего.

76. «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером
«Это поразительно, но всякий раз, когда я читаю объявление о каком-нибудь патентованном лекарстве, мне приходится сделать вывод, что я страдаю именно той болезнью, о которой в нем говорится, и притом в наиболее злокачественной форме.» Немногие знают, что у знаменитой повести есть продолжение — «Трое на четырех колесах», где трое друзей уже путешествуют на велосипедах.

77. » Мартин Иден» Джек Лондон
История жизни парня, который ради любви к девушке из высшего круга становится известным писателем. Меня в своё время сильно впечатлил этот роман.

78. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курт Воннегут
До сих пор в разговоре, после высказывания о негативном моменте добавляю:»Такие дела». Главный герой романа — американский солдат, нелепый, робкий, апатичный человек. В книге описываются его похождения на войне. Стиль Воннегута отличает легкость чтения.

79. «Повести и рассказы» Константин Паустовский
Как сказал К. Кедров: «Можно не читать «Кара-Бугаз», «Блистающие облака», но не прочесть в юности «Золотую розу» — это все равно, что не совсем родиться.»

80. «Письма незнакомке», «Превратности любви» Андре Моруа
Вы существуете, и вместе с тем вас нет… Парадоксальные, полные тонкого юмора и лиризма, они до сих пор считаются своеобразным эталоном жанра.

81. «Декамерон» Джованни Боккаччо
Собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время. Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди разных сословий, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.

Как звали мушкетёров на самом деле?

«Мы не знаем, кто вы, и не станем драться с людьми, носящими подобные имена. Это имена каких-то пастухов».

А. Дюма. «Три мушкетёра»

Известно, что три мушкетёра – Атос, Портос и Арамис – существовали на самом деле. Их настоящие имена – Арман де Силлег д’Атос д’Отвиль, Исаак де Порто и Анри д’Арамиц.
Прототип Арамиса получил своё имя в честь аббатства Арамиц, дарованного его предкам в 14-м веке. Не потому ли он в романе мечтает стать священником?
А книжный Портос недаром сетует в романе на то, что «приходится убивать бедных гугенотов, всё преступление которых состоит в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поём по-латыни». Ведь Исаак де Порто происходил из гугенотской семьи.
Ну и наконец Атос – обладатель приза девичьих симпатий, самый старший из мушкетёров (в романе ему около тридцати лет), самый бледный, самый загадочный… В жизни бедняга не дожил до литературного возраста. Реальный Арман де Силлег д’Атос д’Отвиль был убит на дуэли в двадцать восемь лет.

Именем салата

Кстати, кто знает, как звали книжного Атоса? Самый романтический из трёх мушкетёров носил самое «русское» из всех французских имён, – ну-ка, угадайте с одного раза…

Оливье.
Так называет его в написанной Александром Дюма пьесе «Юность мушкетёров» жена Шарлотта (она же Анна де Бейль, она же леди Кларик, она же миледи Винтер, она же Элла Коцнельбоген, она же Валентина Понеяд, – шутка для взрослых). Оливье и Шарлотта («шарлотка», яблочный пирог) – вкусные имена!
Имя книжного Арамиса – Рене. Имя книжного Портоса, увы, неизвестно. А вот д’Артаньяна (в жизни Шарль де Батц) в книге должны были звать Натаниэлем. Это имя упоминается в черновиках, но потом Дюма от него отказался – вероятно, чтобы избежать переклички с Соколиным Глазом Фенимора Купера. Того звали, если помните,
Натаниэль Бампо.
Итак, Оливье, Рене, Натаниэль и добродушный здоровяк без имени. Будем знакомы.

Кем ещё были мушкетёры

«Три мушкетёра» – это эталонный роман о дружбе. Своего рода шаблон, по которому строятся такие истории. В начале столетия у нас был суперпопулярен сериал «Бригада». Главных героев там тоже четверо. Валера Филатов – простодушный силач-здоровяк. Как и Портос. Витя Пчёлкин – хорош собой и нравится девушкам. Как и Арамис. Космос – благородного происхождения (у него папа академик) и так же, как Атос, неравнодушен к «излишествам нехорошим». Ну а кто д’Артаньян, и так понятно. д’Артаньян – главный. Теперь возьмём другой пример.

Имя главного героя «Бригады» Александр Белов, прозвище Саша Белый.
Точно так же – Александр Белый – звали рецидивиста из фильма «Джентльмены удачи». Это в его образе Евгений Леонов рвёт на себе майку и показывает «козу» Николе Питерскому.
А теперь внимание, только не смейтесь. Вернее, смейтесь, потому что это на самом деле смешно!
В романе Дюма действуют три героя-мушкетёра, выступающие под прозвищами, и один волей случая примкнувший к ним не мушкетёр – под своим настоящим родовым именем.
В «Джентльменах» то же самое! Здесь действуют трое рецидивистов (закоренелых преступников), которые выступают под прозвищами: Доцент, Хмырь, Косой. И плюс один случайно примкнувший к ним не рецидивист, мелкий жулик, выступающий под своим настоящим именем, да ещё и с отчеством (что делает это имя «родовым»): Василий Алибабаевич…
Мало того! У самого «благородного» из рецидивистов (у Хмыря, он даже в Большом театре был, бывший интеллигентный человек) какая-то тёмная история с бывшей женой, помните?
«– Умерла?» – «Я умер…»
Точно как у Атоса.
И все вчетвером участвуют в поисках похищенной драгоценности…
Вряд ли сценаристы «Джентльменов удачи» Виктория Токарева и Георгий Данелия вспоминали роман Дюма, сочиняя свою историю. Но читать-то они его читали! Стало быть, засел в подсознании…

Химическая формула дружбы

Дружба – очень важное человеческое умение. Без него наши хилые предки, прятавшиеся на полусогнутых ножках в высокой траве на границе степи и леса, никогда бы не построили пирамид, не запустили спутник и не придумали журнал «Лучик».

Однажды учёные провели такой эксперимент: добровольцев попросили сесть, опершись спиной на стену и расположив колени под прямым углом. Без стула, естественно. Через некоторое время эта поза начинает причинять довольно болезненные ощущения. Участвующим в эксперименте пообещали платить по рублю за каждую секунду, проведённую в этой позе. После этого правила игры изменились: добровольцам предложили сидеть для того, чтобы заработать деньги для своего соседа. В эксперименте участвовали 17 человек, и 10 из них показали лучший результат, когда сидели не за себя, а «за того парня»!

Недавно учёным удалось даже выявить «гормон дружбы» – окситоцин. Повышенное содержание этого вещества в крови ответственно за уровень доверия, которое мы оказываем друг другу, за нашу готовность жертвовать своими интересами ради других.
Проведены эксперименты, в ходе которых разным группам людей поручались одинаковые задания для совместной работы. Те группы, в крови участников которых искусственно повышалось содержание окситоцина, справлялись с заданием лучше!
А теперь представьте, что будет дальше.
Скоро додумаются делать людям инъекции окситоцина – бригадам рабочих на сложных производствах, космонавтам на орбитальных станциях, солдатам на боевом задании и так далее. Хорошо ли это? Как вы считаете?
Мне кажется, искусственная дружба – это как-то немножечко страшновато.
Но человеческий организм способен вырабатывать окситоцин самостоятельно. И ему в этом можно помочь.
Знаете, как?

Простой рецепт

Человеческий организм – обучаемый. Скажем, если у кого-то что-то болит, то правильным питанием, упражнениями, массажем и, если надо, приёмом лекарств можно «перезапустить» работу организма в течение всего сорока дней. И проблема уйдёт. Нужно только эти сорок дней не отлынивать.
Так вот, когда мы читаем про любовь, или про опасность, или про дружбу, – у нас в организме вырабатываются те гормоны и синтезируются те вещества, которые «ответственны» за соответствующее поведение. Что это
означает?
Что те, кто много читал про любовь, окажутся более способными на это чувство, когда подоспеет время. А кто читал про дружбу – скорее научится дружить в жизни.
Вот так книги влияют на нашу судьбу. Очень даже просто!

Эпилог

…Кстати, похоже, что Портоса – единственного из мушкетёров, у которого нет литературного имени – звали просто-напросто Александром.
Был такой случай в годы второй французской революции: Александр Дюма выступал на митинге. Происходило это на набережной. «Лжец!» – выкрикнул кто-то из стоявших неподалёку.
Зря он так недалеко стоял… Про отца писателя – боевого кавалериста Тома-Александра Дюма – рассказывали, что он мог, зажав лошадь в шнекелях (то есть зажав между ногами, сидя в седле), подтянуться вместе с ней на потолочной балке…
Дюма схватил наглеца за штаны и, с лёгкостью оторвав от земли, поднял над рекой: «Извиняйся – или швырну в воду». Тот пробормотал извинения.
«Ладно, – сказал Дюма. – Я просто хотел показать, что руки человека, написавшего за двадцать лет сорок романов, это руки рабочего».
Поступок, достойный Портоса, как вы считаете?
Итак, Оливье, Рене, Александр и Натаниэль!

* * *

Дорогие друзья! Заходите на нашу страничку и читайте:

— Как объяснить ребёнку, что такое теория относительности?

— Как в мальчиках воспитывается мужественность?

— Страшная сказка о Красной Шапочке и жеводанском звере

Всё это журнал для взрослых и детей «Лучик». Будем рады, если он вам понравится. Полистать журнал можно по ссылке: http://lychik-school.ru/arkhiv-nomerov

Сюжет

Молодой небогатый гасконский дворянин д’Артаньян (что означает «из Артаньяна») в апреле 1625 года покинул родной дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетёров. По дороге, в Менге (фр. Meung-sur-Loire), он ввязался в драку с графом Рошфором, приближённым кардинала Ришельё, и тот похитил его рекомендательное письмо. По прибытии в Париж д’Артаньян направляется на аудиенцию к капитану королевских мушкетёров господину де Тревилю, однако тот разъясняет, что по существовавшим правилам он не может дать новичку место в своём полку до того, как он проявит свою доблесть или не прослужит в другой, менее престижной, части двух лет, и направляет его в гвардейский полк дез Эссара.

Далее, в силу ряда случайностей, в тот же день д’Артаньян оскорбляет одного за другим троих опытных мушкетёров — друзей Атоса, Портоса и Арамиса — и получает от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль, на которую он явился в полдень того же дня, на пустырь за аббатством, была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четвёрку за нарушение указа о запрете дуэлей. В ответ Д’Артаньян и три его соперника объединились и победили превосходящего противника, став после этого друзьями. Кардинал Ришелье пожаловался на выходки мушкетёров королю Людовику XIII, тот пожурил де Тревиля, но втайне остался горд тем, что у него служат такие люди.

Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и поселился в доме галантерейщика Бонасье и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция служит камеристкой королевы Анны Австрийской, которая соперничает с кардиналом за влияние на короля. Королева на свидании подарила безнадёжно влюблённому в неё английскому министру герцогу Бекингему двенадцать своих алмазных подвесок, которые ей ранее подарил король. Кардинал, узнав об этом от шпионов, решает скомпрометировать королеву: он уговаривает короля устроить бал и предложить Анне появиться на нём в подвесках, чтобы тот смог полюбоваться ими. В дополнение к этому, агент кардинала, Миледи, отправляется в Англию и похищает у Бекингема две подвески, срезав их на балу.

Королева не знает, что делать, и в отчаянии делится своей проблемой с Констанцией. Констанция рассказывает о ситуации д’Артаньяну, и тот, из-за любви к ней, готов отправиться в Лондон, чтобы спасти честь королевы. Атос, Портос и Арамис при содействии де Тревиля получают отпуска и возможность сопровождать д’Артаньяна. Во время путешествия всех мушкетёров выводят из строя ловушки и засады, подстроенные кардиналом, — лишь д’Артаньян, сразившись близ Кале с посланником кардинала, графом де Вардом, добирается до порта и переправляется через Ла-Манш в Лондон. Там он встречается с Бекингемом, получает у него подвески (две украденные пришлось заменить копиями, срочно изготовленными ювелиром Бекингема) и доставляет их обратно в Париж, буквально в последний момент. Королева появляется на балу в подвесках, кардинал посрамлен.

Однажды, заметив несдержанный разговор между прелестной девушкой и англичанином, д’Артаньян вызывает последнего на дуэль. На дуэли мушкетёры победили англичан, лорд Винтер, которого д’Артаньян пощадил, познакомил его с девушкой, оказавшейся вдовой покойного старшего брата лорда — леди Кларик. Д’Артаньян воспылал к ней страстью, но от её служанки Кэтти узнал, что миледи любит графа де Варда. Подменив письма де Варда, д’Артаньян тем вызывает у миледи ненависть к якобы отвергнувшему её графу. Она решает покончить с де Вардом руками д’Артаньяна и проводит с ним ночь. Тогда д’Артаньян и замечает у неё на плече клеймо и вспоминает о тайне Атоса, рассказанной как-то им, — когда-то у него была жена, но, обнаружив, что она заклеймена, Атос узнал, что она воровка и простолюдинка (дворян не клеймили), убил её (как он считал), по праву феодала того времени, и пошёл на мушкетёрскую службу. Миледи в гневе пытается убить д’Артаньяна, но тому удаётся бежать.

Тем временем король начинает осаду мятежной крепости Ла-Рошель, оплота гугенотов. Три мушкетёра и д’Артаньян, теперь тоже мушкетёр, проявляют на войне чудеса удали и героизма. Миледи организует несколько покушений на жизнь д’Артаньяна, но неудачно. Кардинал же задумал убийство Бекингема и с этой целью послал Миледи в Лондон. В этой женщине Атос узнал свою бывшую жену, графиню де Ла Фер. Мушкетёры предупредили лорда Винтера об опасности, Миледи была арестована, едва ступив на землю Англии. Однако ей удалось соблазнить капитана Фельтона, воспитанника и подчинённого лорда Винтера, сыграв на его религиозных чувствах и рассказав, что она якобы была изнасилована Бекингемом; Фельтон помогает ей бежать и убивает Бекингема.

Миледи возвращается во Францию и оказывается в монастыре кармелиток. В этом же монастыре скрывалась после истории с подвесками возлюбленная д’Артаньяна Констанция. Миледи вошла к ней в доверие и попыталась похитить. Когда в монастырь неожиданно прибывает четвёрка мушкетёров, миледи отравляет Констанцию. Мушкетёры выслеживают злодейку и приговаривают к казни. Лилльский палач, жизнь брата которого тоже погубила миледи, привёл приговор в исполнение.

Мушкетёры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришелье, втайне опасавшийся своей компаньонки, оценил потенциал д’Артаньяна и в знак примирения подарил ему патент на чин лейтенанта мушкетёров. Сразу же по окончании кампании Портос женился на богатой вдове, а Арамис стал аббатом. Только Атос прослужил мушкетёром уже под началом д’Артаньяна до 1631 года и вышел в отставку, получив наследство.

История создания

«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в газете «Le Siècle» с 14 марта по 11 июля 1844 года. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения. Таким образом, читательское восприятие книги в то время отличалось от нынешнего, когда книгу читают сразу целиком:

Для нас Констанция умерла, миледи отрубили голову, Портос женился на прокурорше, Арамис принял постриг, Атос оставил службу и уехал в провинцию. А давайте представим, что думали первые читатели «Трёх мушкетёров», когда Атос наставил пистолет на бывшую жену и… И нужно ждать следующего фельетона. Сколько мсье и мадам жаждало убийства, а сколько — примирения супругов? И сколько было недовольных тем, что Атос всего лишь отобрал у жены открытый лист?

Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрёл Гримо — слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно так же, как и полная строка текста. К моменту написания «Двадцать лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым.

Первоначально в рукописи стояло имя д’Артаньяна — Натаниэль. Оно не понравилось издателям и было вычеркнуто.

Дюма, постоянно использовавший труд литературных негров, работал над «Тремя мушкетёрами» вместе с Огюстом Маке (1813—1886). Этот же автор помогал ему при создании «Графа Монте-Кристо», «Чёрного тюльпана», «Ожерелья королевы». Позже Маке подал в суд и потребовал признания 18 романов, написанных им в соавторстве с Дюма, как его собственных произведений, но суд признал, что его работа была не более чем подготовительной.

Литературные источники

Монета НБРБ

В предисловии к книге Дюма писал, что основой романа послужили некие мемуары, найденные во Французской национальной библиотеке. Позднее выяснилось, что этим источником вдохновения были «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров» (Mémoires de Monsieur d’Artagnan, capitaine lieutenant de la première compagnie des Mousquetaires du Roi). Правда, написана книга была совсем не д’Артаньяном, а сочинена писателем по имени Гасьен де Куртиль де Сандра (Courtilz de Sandraz), опубликовавшим её в Кёльне (1700) через 27 лет после смерти мушкетёра. Эту книгу Дюма взял в Марсельской муниципальной библиотеке и не вернул её, о чём свидетельствуют многочисленные письма с рекламациями, адресованные библиотекой и оставшиеся без ответа.

История с подвесками: В «Мемуарах» Ларошфуко (1662, полное издание 1817) упоминается о том, как графиня Люси Карлайл (дочь графа Генри Нортумберлендского) на балу срезала алмазные подвески у герцога Бэкингема. Также использовался Редерер «Политические и галантные интриги французского двора». Похищение Констанции взято из «Мемуаров» господина де Ла Порта, камердинера Анны Австрийской.

«Воспоминания», о которых Дюма говорит в предисловии, будто он просто опубликовал их в виде книги, по его словам, написаны графом де Ла Фер. То есть, если говорить языком литературоведов, именно Атос является рассказчиком в «Трёх мушкетёрах».

Прототипы главных героев

Образ д’Артаньяна создан де Куртилем, а следовательно, и Дюма на основе реально существовавшего человека:

  • Шарль де Батц-Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles de Batz de Castelmore, comte d’Artagnan, р. между 1611 и 1615 — ум. 1673) — гасконец и мушкетёр, так же погибший при осаде Маастрихта, как и книжный герой. Но он жил не в эпоху Ришельё, а при Мазарини (в 1625 году ему было не 18 лет, как в книге, а не более 14), маршалом не был и носил титул графа, тогда как персонаж менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д’Артаньян стал мушкетёром в 1644 году, был доверенным человеком Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке, погиб в битве при Маастрихте в 1673 году.

Арамис (иллюстрация)

Прозвища-псевдонимы трёх мушкетёров, возможно, были образованы де Куртилем из имен реально существовавших личностей.

  • Арман де Силлэг д’Атос д’Отвьелль (фр. Armand de Sillègue d’Athos d’Autevielle, 1615—1643) — умер от раны, полученной на дуэли, ещё до того, как граф д’Артаньян был зачислен в мушкетёры.
  • Исаак де Порто (фр. Isaac de Portau, 1617—1712) — стал мушкетёром в 1643 году.
  • Анри д’Арамитц (фр. Henri d’Aramitz, 1620—?) — дворянин, светский аббат в сенешальстве Олорон, зачисленный в 1640 году в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. В конце жизни он удалился в свои владения вместе с женой и четырьмя детьми.

Интересно, что повествование начинается с апреля 1625 года, а осада Ла-Рошели происходила в 1627 году. В этот период настоящему д’Артаньяну было не более 14 лет, Атосу — 12, Портосу — 10, a Арамиcу — 7. Чтобы ввести эти события в повествование, Дюма «состарил» своих персонажей.

  • Миледи — её прототипом считается графиня Люси Карлайл, брошенная любовница Бэкингема, из ревности ставшая агентом Ришельё.
  • Рошфор — использован образ человека, фигурировавшего в «Воспоминаниях д’Артаньяна» под фамилией Роне, или Росне (Rosnai), а также книга «Memoires de MLCDR» (Monsieur le comte de Rochefort), мемуары Анри Луи де Алуаньи, маркиза де Рошфора (ошибка в имени: его звали Шарль-Сезар (Шарль-Сезар де Рошфор де Сен-Пуант, 1615—1687 гг.)), и графом он стал лишь после смерти отца в 1663 году), также, вероятно, поддельные, написанные тем же де Куртилем, который специализировался на подобной литературе в конце XVII века.

Кардинал Ришельё на осаде Ла-Рошели. Картина Анри Поля Мотта, 1881

Персонажи

Основная статья: Список персонажей романа «Три мушкетёра» Основная статья: Список персонажей романов о д’Артаньяне

Главные герои

Портрет герцога Бекингема (Рубенс)

  • Д’Артаньян (господин Д’Артаньян-сын)
  • Атос (граф де Ла Фер)
  • Портос (барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон)
  • Арамис (шевалье Рене д’Эрбле, епископ Ваннский)

Реальные исторические личности

  • кардинал Ришельё
  • король Людовик XIII «Справедливый»
  • королева Анна Австрийская
  • герцог Бекингем
  • капитан-лейтенант мушкетёров Де Тревиль
  • Ла Порт
  • герцогиня де Шеврёз
  • Джон Фельтон
  • король Англии Карл I

Вымышленные персонажи

  • Миледи. Она же Анна де Бейль, она же леди Кларик, она же баронесса Шеффилд, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же леди Винтер. Шпионка кардинала.
  • граф Рошфор. Преданный советник кардинала. Вероятно, имеет реального исторического прототипа (См. ниже Примечания).
  • Констанция Бонасьё. Жена галантерейщика Бонасьё и любовница д’Артаньяна. Отравлена миледи в монастыре кармелиток. (В книге по имени «Констанция» называется редко, всего 15 раз, почти везде в романе фигурирует как «г-жа Бонасьё»; её имя стало чаще упоминаемым в экранизациях, в частности, в советской 1979 года).
  • Планше. Слуга д’Артаньяна.
  • Гримо. Слуга Атоса.
  • Базен. Слуга Арамиса.
  • Мушкетон. Лакей Портоса.
  • Кэтти. Девушка, соблазнённая д’Артаньяном. Служанка миледи, затем герцогини де Шеврёз.
  • г-н Бонасьё. Муж Констанции Бонасьё, мещанин, галантерейщик. Стал работать на кардинала после обмана, запугивания и подкупа. Был арестован, когда стал не нужен Ришелье.
  • Лорд Винтер. Английский дворянин, брат второго мужа миледи (умершего от загадочной болезни, вероятно, отравленного ею). Арестовал миледи, намереваясь сослать её в отдалённые колонии, впоследствии принял участие в суде над ней.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Три мушкетёра

  • Дюма. Три мушкетёра — текст романа на русском и французском языках.
  • Три мушкетёра в библиотеке Максима Мошкова
  • «Вокруг Света»: «Франция. Париж трёх мушкетёров», «Франция. По следам трёх мушкетёров».
  • С. Нечаев. Три д’Артаньяна: Исторические прототипы героев романов «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» — М. : Астрель: ACT CORPUS, 2009. — 411 c.

  • Д’Артаньян и три мушкетёра (1978)
  • Мушкетёры двадцать лет спустя (1992)
  • Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя (1993)
  • Триста лет спустя (1994)
  • Возвращение мушкетёров (2009)
  • Три мушкетёра (2013)

  • Три мушкетёра (1912)
  • Три мушкетёра (1916)
  • Три мушкетёра (1921)
  • Три мушкетёра (1921)
  • Железная маска (1929)
  • Три мушкетёра (1933)
  • Три мушкетёра (1939)
  • Три мушкетёра (1948)
  • Три мушкетёра (1953)
  • Виконт де Бражелон (1954)
  • Три мушкетёра (1959)
  • Три мушкетёра (1961)
  • Железная маска (1962)
  • Три мушкетёра (1973)
  • Четыре мушкетёра (1974)
  • Четыре мушкетёра (1974)
  • Четверо против кардинала (1975)
  • Человек в железной маске (1977)
  • Возвращение мушкетёров (1989)
  • Три мушкетёра (1993)
  • Дочь д’Артаньяна (1994)
  • Человек в железной маске (1998)
  • Мушкетёр (2001)
  • Мадемуазель Мушкетёр (2004)
  • Д’Артаньян и три мушкетёра (2005)
  • Мушкетёры (2011)
  • Мушкетёры (2014)
  • Три мушкетёра (2014)

Авторы
Романы
  • Три мушкетёра (1844)
  • Двадцать лет спустя (1845)
  • Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя (1847)
Персонажи
  • Д’Артаньян
  • Атос
  • Портос
  • Арамис
  • граф Рошфор
  • Констанция Бонасьё
  • Миледи
  • королева Анна Австрийская
  • король Людовик XIII
  • кардинал Ришельё
  • король Людовик XIV
  • кардинал Мазарини
  • герцог Бекингем
  • Джон Фелтон
  • капитан де Тревиль
  • капитан Дезэссар
  • Мордаунт
  • виконт Рауль Де Бражелон
  • Луиза Лавальер
  • Де Тонне-Шарант
  • Гримо
  • Базен
  • Список персонажей романа «Три мушкетёра»
Экранизации На русском языке На других языках
Анимация
  • Три слепых мышкетёра (1936)
  • Три мушкетёра (1938)
  • Том и Джерри (The Two Mouseketeers
  • Touché, Pussy Cat!
  • Tom and Chérie
  • Royal Cat Nap) (1952—1958)
  • Как казаки мушкетёрам помогали (1979)
  • Пёс в сапогах (1981)
  • Д’Артаньгав и три пса-мушкетёра (1981)
  • Три мушкетёра (1987)
  • Альберт — пятый мушкетёр (1994)
  • Три мушкетёра: Микки, Дональд и Гуфи (2004)
  • Барби и три мушкетёра (2009)
История

Романы

  • «Актея» (1837)
  • «Учитель фехтования» (1840—1841)
  • «Шевалье д’Арманталь» (1842)
  • «Жорж» (1843)
  • «Асканио» (1843)
  • «Три мушкетёра» (1844)
  • «Двадцать лет спустя» (1845)
  • «Граф Монте-Кристо» (1845—1846)
  • «Королева Марго» (1845)
  • «Шевалье де Мезон-Руж» (1845—1846)
  • «Графиня де Монсоро» (1846)
  • «Жозеф Бальзамо» (1846)
  • «Две Дианы» (1846)
  • «Сорок пять» (1847)
  • «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848)
  • «Ожерелье королевы» (1849)
  • «Чёрный тюльпан» (1850)
  • «Ущелье дьявола» (1850)
  • «Анж Питу» (1851)
  • «Графиня де Шарни» (1853)
  • «Ашборнский пастор» (1853)
  • «Исаак Лакедем» (1853)
  • «Капитан Ришар» (1854)
  • «Паж герцога Савойского» (1855)
  • «Соратники Иегу» (1856)
  • «Предводитель волков» (1857)
  • «Волчицы из Машкуля» (1858)
  • «Блэк» (1858)
  • «Белые и синие» (1867)
  • «Прусский террор» (1868)
  • «Шевалье де Сент-Эрмин» (1869)

Персонажи

100 шедевров мировой литературы

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615).

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).

15. Стендаль. «Красное и черное «(1830–1831).

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).

20. Николай Гоголь. «Мертвые души «(1842).

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).

33.Марк Твен.»Приключения Тома Сойера» (1876)/»Приключения Гекльберри Финна» (1884).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).

36. Михаил Салтыков-Щедрин.»Господа Головлевы» (1880–1883).

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891)

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).

40. Джек Лондон. «Морской волк»(1904)

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес»(1905).

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»(1921–1923).

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967)

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *