Как начать готовиться к экзаменам

Как заставить себя готовиться к ЕГЭ

1. Включите свое внутреннее понимание того, что подготовка к ЕГЭ – это то, что действительно вам нужно. Четко определитесь с теми предметами, которые вы будете сдавать. Ведь вы должны ясно осознавать, что то, чем вы начинаете заниматься сейчас, непосредственно повлияет на вашу будущую судьбу. Конечно, достаточно сложно в 17-18 лет определиться с тем, чем вы хотите заниматься всю свою дальнейшую жизнь. Но, к сожалению, все современные старшеклассники поставлены в такую жесткую ситуацию выбора. Поэтому, несмотря на все негативные факторы, перед началом подготовки постарайтесь разобраться с самим собой, поняв собственные интересы и предпочтения и осознав, что подготовка к ЕГЭ – это путь к желаемому будущему.

2. Сделайте план подготовки по тем предметам, которые вы собираетесь сдавать. Для начала загрузите себе с официального сайта ФИПИ кодификаторы, в которых указана вся информация о заданиях и критериях их оценивания. Кроме того, в кодификаторе вы сможете отыскать все темы, которые будут затронуты на экзамене. И чтобы впоследствии не столкнутся с проблемой неосведомленности, включите в свой план все составные тематические блоки, которые пригодятся вам на том или ином экзамене.

3. Распределите время на практическую и теоретическую подготовку к экзаменам. Как правило, многие старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, обычно углубляются только в практическую часть, решая различные задания, а затем сверяя ответы. Но ведь для того, чтобы хорошо делать практику, необходимо опираться на широкие теоретические знания. Поэтому, распределяя время на свою подготовку, ни в коем случае не упускайте теорию. Так, например, если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе, то уделяйте какое-то время разбору различных литературных течений, этапов развития творческой мысли, художественных приемов и фигур, а лишь потом переходите к практическим действиям.

4. Используйте технику «Pomodoro». Очень часто школьники, готовящиеся к ЕГЭ, сталкиваются с проблемой неправильного распределения времени. Вследствие этого быстро появляется усталость и нежелание работать дальше. С помощью метода «Pomodoro» можно не только распределить учебное время на правильные временные отрезки, но и заставить себя заниматься. Эта техника заключается в том, что вам необходимо упорно работать в течение 25 минут, а затем брать короткий перерыв на 5 минут. И так повторять 4-5 раз. Главное – между перерывами не прибегать к использованию гаджетов, так как это может вас дезорганизовать.

5. Поработайте над своей дисциплиной. После составления плана и распределения времени остается лишь заключить своеобразную сделку с самим собой. Поставьте себе условия. Возложите на себя ответственность за свое будущее. Возьмите лист бумаги и запишите, какие баллы хотите получить на том или ином экзамене, а затем повесьте этот лист на самом видном месте в своей комнате. И в будущем стремитесь делать все, чтобы приблизиться к желаемому результату.

Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1

В общем, остается все это лежать на столе нетронутым до следующего раза. И чем времени остается меньше, тем сильнее лень. Знакомо? Казалось бы, предэкзаменационный аврал — самое время собрать все силы и все внимание… А тут такая напасть. Но готовиться-то все равно надо. Давайте-ка разберемся.

Самое интересное, что в науке психологии вообще нет такого понятия — «лень».

Психологи поясняют: так называемая лень — это отсутствие мотивации. Иначе говоря, очень просто: не делаешь — значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива.

Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.

Кстати, частенько учителя и родители любят говорить о силе воли. Понимая ее как «сожми зубы и делай». Не зная о том, что воля тесно связана с ценностями человека. И лучший способ заставить себя что-то сделать — это найти ту ценность, ради которой стоит действовать.

Итак, мотив — это побудительная сила, заставляющая человека действовать.

Мы говорим о мотивах, когда отвечаем на вопросы «Почему?», «Ради чего?», «Какой смысл?». Как только появляется мотив, человек может сформулировать цель и начать поиск средств для ее реализации. Очень тесно мотив связан с ценностями, только ради чего-то ценного для нас мы действуем. Фото:

Мотивы бывают разные. И, конечно, самый эффективный из них — интерес. Легче всего заставить себя учить предмет, который интересен, близок. Чтобы стимулировать себя, начните учить с самой интересной для вас темы. Может быть, с той, что описана наиболее увлекательно. Это поможет втянуться и постепенно пройти по всему необходимому материалу. Но даже в скучном, на первый взгляд, предмете можно найти что-то интересное. Попробуйте поговорить с человеком, увлеченным именно этим, его интерес может заразить и вас.

С детства одним из самых действенных мотивов для каждого является страх наказания. Запугивать самого себя ремнем, пожалуй, смысла не имеет, а вот в красках представить себе последствия несданных экзаменов можно. Этот способ эффективен далеко не для всех. Если вы в детстве в ответ на угрозы родителей назло делали все еще хуже — этот способ не для вас.

Противоположный мотив, как можно догадаться, мотив поощрения. Этот способ, наверное, известен каждому. Придумайте, чем себя порадовать за каждый выученный раздел или десяток решенных задач. Представьте, насколько свободно вы будете себя чувствовать, как только покончите с экзаменами. Фото:

Вы ведете ежедневник, составляете список покупок перед походом в магазин и всегда по дням планируете каникулы? Порядок для вас важен во всем. Используйте эту значимую для вас ценность и при подготовке к экзаменам. Составьте план учебы и вычеркивайте пункты по мере их выполнения. Каждый зачеркнутый пункт будет вдохновлять вас на новые подвиги. Практика показывает, что этот простенький, вроде, прием помогает многим.

Бывает так, что главный мотив для человека — общение. Вы из тех, кто любит всегда быть среди людей, что-то обсуждать, спорить, делиться информацией? В таком случае не запирайтесь при подготовке к экзаменам в четыре стены. Иначе это будет восприниматься как настоящая пытка. Например, этап закрепления материала вполне можно провести в форме коллективного обсуждения с такими же общительными одноклассниками. Фото:

Если для вас очень ценно мнение окружающих о вас, то имеет смысл использовать этот стимул при подготовке. Договоритесь с кем-то из близких, что вы будете «отчитываться» за каждый выученный раздел. Такая демонстрация ваших достижений поможет вам с гораздо большим воодушевлением готовиться к экзаменам.

Интересный человеческий мотив — мотив противоборства, преодоления. Бывает, что человеку важно преодолевать трудности, не идти по накатанной колее. Сложные, запутанные загадки обычно вызывают у вас азарт и желание докопаться до ответа? Значит, этот мотив выражен у вас. Тогда лень при подготовке к экзаменам может быть связана с тем, что это обычно довольно монотонное, однообразное занятие. Постройте программу своей подготовки так, чтобы самые сложные вопросы, разделы шли в самом начале.

Кстати, это достаточно эффективно еще и потому, что по одному из законов памяти лучше всего как раз запоминается первое и последнее из заученного материала. Вспоминайте о том, что ваша лень — это очередное препятствие, которое вам нужно преодолеть. Очень полезно бывает разозлиться на себя: «Неужели я решаю такие сложные задачки, а не смогу всего лишь зазубрить десяток теорем?!». Фото:

В целом, все человеческие мотивы можно свести к двум группам — внутренние и внешние мотивы.

Проще говоря, чтобы заставить себя взяться за какую-то работу, нужно либо найти какой-то внешний стимул (вознаграждение, похвала и т. д.), либо осознать, почему и каким образом эта работа важна для вас, найти интерес в самом процессе этой деятельности.

В следующей статье речь пойдет еще о нескольких общих рекомендациях.

Теги: мотивация, учеба, экзамен, подготовка к экзаменам

14 недель до ЕГЭ и полное бессилие: как вернуть мотивацию перед экзаменами

Со всех сторон бедных выпускников атакуют то учителя, то родители, а чаще все и сразу: «Осталось 4 месяца до ЕГЭ!», «14 недель до экзаменов», «у тебя всего 100 дней». Жутко? Даже меня этот обратный отсчёт пугает, хотя мои ЕГЭ благополучно остались в прошлом более пяти лет назад.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я прекрасно помню то состояние, когда казалось, что в жизни больше нет ничего кроме ЕГЭ, как будто за экзаменами последует пустота и вакуум. Ещё я помню, как осознал, что после сдачи последнего экзамена без перерыва на отдых нужно будет стоять в бесконечных очередях абитуриентов, обновлять сайты вузов в надежде увидеть долгожданный приказ о зачислении и выдохнуть (наконец-то). И, конечно же, мне знакомо состояние, близкое к анабиозу, когда нейроны износились от постоянных переживаний, а глаза отказываются видеть сборники ЕГЭ, и сил больше нет, и, кажется, что НИ-ЧЕ-ГО не получится.

Мне приходилось несколько раз в своей жизни перед крайне ответственными событиями терять контроль над своей целеустремленностью и поддаваться апатии. Думаю, что подобное переживали многие. И вот уже несколько лет, с завидной периодичностью, я наблюдаю все признаки временной потери мотивации у своих учеников. Кстати, сейчас, видимо, самый «сезон» «предЕГЭшной» спячки: ученики всё чаще стали приходить на занятия без настроения, вялые, несобранные. Так что самое время поговорить о мотивации и способах её возвращения/приобретения.

Наверное, многие педагоги сталкивались с подобной ситуацией: способный и целеустремленный школьник, который блистал на всех пробных экзаменах, удивлял и преподавателей, и соседей по парте своими высокими баллами, вдруг теряет веру в успех перед самым финишем, всего за пару месяцев до ЕГЭ. Или же ученик, который никак не может написать пробник больше, чем на пятьдесят баллов, перестаёт стараться совсем, уже смирившись со своим не слишком радужным будущим (ведь «ЕГЭ — это же показатель всего на свете! Плохо написал пробники — кошмар, ничего уж точно из тебя не выйдет!»). Оба случая являются красочной зарисовкой на тему «сбежала мотивация».

Одиннадцатый класс — это своего рода бег на длинную дистанцию, и, к сожалению, не для всех это серьёзное испытание заканчивается успешным финишем и путёвкой в престижный вуз.

Казалось бы, перед ЕГЭ у выпускников, как у спортсменов перед Олимпиадой, стремление добиться поставленных целей должно расти в геометрической прогрессии

Но часто можно наблюдать обратную ситуацию: всего за пару месяцев до экзаменов руки учеников опускаются и вот им уже кажется, что их мечты призрачны, цели недостижимы, а жизнь превращается в сплошные горести, разочарования и недовольства собой.

Как вернуть себе мотивацию и веру в свои силы? И как не сбавлять темп перед самым ответственным испытанием, завершающим школьную жизнь? Постараюсь рассказать обо всём и по порядку, полагаясь на свой личный опыт и на способы возвращения сбежавшей мотивации, которые советуют психологи.

1. Понять, почему всё надоело и кто в этом виноват

Потому что не могло быть иначе, если каждый день с завидным постоянством решать тесты, учить теорию, запоминать аргументы к сочинениям, зубрить формулы. Всё это неизбежно превращает жизнь любого школьника в день сурка. Мотивация у многих исчезает именно из-за того, что в школе одни разговоры о ЕГЭ, дома то же самое, а ежедневное «натаскивание» на высокие баллы путём решения тестовых заданий выливается в нервные заявления: «Глаза бы мои больше это всё не видели!».

Конечно, потеря мотивации происходит не только из-за усталости от регулярных занятий, но и по другим причинам. Например, если подготовке к экзаменам не уделялось должного внимания в первом полугодии, то за четыре месяца до ЕГЭ вполне реально впасть в депрессию. Просто от осознания объёма материала, который надо освоить в сжатые сроки. Вот и проложен прямой путь к демотивации.

Кроме того, все мы по-разному реагируем на удачи и неудачи. Например, для кого-то низкие баллы на пробном экзамене могут стать стимулом грызть гранит науки усерднее, а кто-то долго будет переживать из-за этого и потеряет всякое стремление учиться.

Не менее распространённая ситуация, когда вокруг школьника кругами, схватившись за голову, бегают родители и учителя, восклицая, что он не учится, тесты не решает, домашнюю работу не делает, а подросток сидит себе спокойно и не понимает, что от него хотят. В таком случае вполне вероятно, что его цели и видение своего жизненного пути сильно отличаются от желаний и представлений родителей и преподавателей. Так что прежде чем пытаться мотивировать подростка, необходимо разобраться, чего он сам хочет от жизни, кем себя видит, в чём заинтересован.

2. Взять тайм-аут

Мне всегда казалось, что мотивация — это крайне капризная спутница по дороге к целям. Она чем-то похожа на вдохновение, поэтому так легко ускользает и так непросто возвращается. Я уже писала, что мне знакомо состояние «предэкзаменационного» кризиса, когда нет ни интереса, ни сил. Вместо них — абсолютная апатия и попытки встать на прежние рельсы, вернуться в тот же темп. Но вы же понимаете, что сломавшийся поезд с изношенным механизмом не поедет, если ремонтировать пути, а не поезд?

Вариант ничего не решать, не учить и переключиться на что-либо другое подойдёт, но ненадолго

Четыре месяца до ЕГЭ — это не самое лучшее время, чтобы на неделю выпасть из мира тестов и занятий. Но надо постараться понять, что накопившаяся усталость требует определённых мер, нужно помнить про отдых, но при этом найти золотую середину между подготовкой и другими занятиями.

Кстати, небольшой тайм-аут может помочь разобраться в своих целях и, возможно, откорректировать их или просто помечтать, что очень даже полезно.

3. Найти вдохновение

Я терпеть не могу, когда меня сравнивают. Уверена, что большая часть людей тоже не в восторге от сравнений. Поэтому никогда не понимала, как можно вернуть стремление, если приводить примеры, что у других получилось лучше. Но не все сравнения мы воспринимаем так остро, а иногда они идут на пользу.

Зарисовка из жизни: четырёхлетний ребёнок обидится, надует щёки и будет самым расстроенным человеком в мире, если ему поставить в пример его друга. Но если сравнивать со сказочным персонажем, то никаких обид не будет. С возрастом мы перестаём верить в сказки, но не прекращаем находить персонажей, похожих на нас в литературе и кино, начинаем восхищаться известными личностями, на которых хотели бы быть похожи.

Отправляясь на поиски мотивации, посмотрите фильмы «Чемпионы», «Легенда 17», «1+1», «Форест Гамп». Прочитайте несколько книг, способных вдохновить и поверить в себя. Найдите биографию того человека, который вам действительно нравится. Скорее всего, его жизненный путь не был гладким, и ему приходилось преодолевать серьёзные испытания, чтобы в итоге стать тем, кем он является сейчас. Ему было трудно, но всё получилось, значит у вас тоже непременно получится!

Чужой пример способен прекрасно мотивировать, но только в том случае, если это не сравнение из разряда: «а сын тёти Лены большой молодец!».

4. Составить список целей

Всякий раз, когда мне очень хочется поспать до обеда, не отвечать на звонки, не решать ежедневные задачи, я открываю заметку на телефоне, написанную накануне Нового года, которая называется «Цели на 2018 год».

Пока я перечитываю список целей, сон как рукой снимает, да и лень практически мгновенно исчезает! Можно составить «карту желаний», на которой будет изображено всё, к чему хочется стремиться! Такая карта будет ещё лучше мотивировать, если повесить её перед глазами, например, над письменным столом.

5. Не откладывать дела на потом, если мотивация внезапно вернулась

«Бывает, проснёшься как птица — крылатой пружиной на взводе! /И хочется жить и трудиться/Но к завтраку это проходит!» (Игорь Губерман). Бывает ведь? Естественно!

Помните, что мотивация — вещь капризная и непостоянная, и, если вдруг захотелось «жить и трудиться», грызть гранит науки, становиться и выше, и быстрее, и сильнее, значит не откладываем в долгий ящик, а приступаем как можно скорее!

6. Каждый день делать хотя бы один шаг на пути к цели

Допустим, что ваша цель — это 100 баллов на ЕГЭ и предположим, что в экзамене, который очень хочется сдать на высший балл, 30 заданий.

До ЕГЭ осталось 14 недель (да, да, я опять об этом напоминаю!), а значит хорошо бы распределить задания по неделям, например, каждые 7 дней подробно разбирать 3 задания, на это мы затратим 10 недель, у нас в запасе останется 4 недели (это же целый месяц!) на то, чтобы заниматься повторением и решением тестов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *