Как оплачиваются курсы повышения квалификации

Содержание

Повышение квалификации педагога. Кто оплачивает курсы?

Какова законная процедура прохождения курсов повышения квалификации? Каковы обязанности педагога и работодателя? Как оформлять заявление на прохождение курсов?

Для работы нам понадобятся

— «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) (далее – ТК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образование в РФ»);
— Судебная практика.

Коротко по существу

— Работодатель обязан направлять педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
— Данное обучение оплачивает РАБОТОДАТЕЛЬ.
— Выбирает программу обучения также работодатель.
— Педагог должен написать заявление на получение дополнительного профессионального образования.
— Педагог имеет право на бесплатное повышение квалификации минимум один раз в три года (при условии, что самостоятельно не проходил повышение квалификации или переподготовку).

Если работодатель говорит педагогу, что последний обязан пройти повышение квалификации по программе «N», то и обязанность по оплате таких курсов лежит на работодателе.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Обращаю внимание, что один раз в три года, каждый педагог имеет право на бесплатное дополнительное профессиональное образование. Сами курсы повышения квалификации определяет работодатель.

Что делать, если работодатель говорит вам, что вы ОБЯЗАНЫ пройти курсы, а если не пройдете, то вас уволят и т.д.? Обычно при этом еще заставляют проходить за свой счет, мотивируя тем, что работодатель не обязан их оплачивать.

Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».

Согласно вышеизложенному, на работодателе лежит обязанность по обеспечению получения дополнительного профессионального образования педагогами не реже, чем один раз в три года. При этом работодатель сам выбирает, какое дополнительное профессиональное образование оплатить педагогам.

Если педагог получает дополнительное профессиональное образование без отрыва от работы, то в соответствии с абз. 5 ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором).

Если для получения дополнительного профессионального образования педагогу необходимо ехать в другой населенный пункт, то согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
(Ст. 168 ТК РФ, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.)

Судебная практика

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2013 N 33-9173/2013: «…Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности… Исходя из системного толкования указанных норм права, учитывая, что к выполнению обязанностей спасателя могут быть допущены только те граждане, которые прошли обучение по программам подготовки спасателей, были аттестованы в установленном законом порядке, а также принимая во внимание тот факт, что обязанность ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» обеспечивать обучение работников по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ предусмотрена Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», однако ответчиком истец на обучение не направлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Л.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии нормы права, предусматривающей обязанность направить истца на обучение, судебная коллегия признает несостоятельными…»

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2011 N 33-6998/2011: «…В данном случае, суд первой инстанции, установив факт нарушения действиями ответчика права истицы на повышение квалификации, обоснованно определил размер денежной компенсации МОРАЛЬНОГО ВРЕДА с учетом требований разумности и справедливости, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований П. о взыскании с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда <…> рублей…»;

— Определение Приморского краевого суда от 08.12.2014 по делу N 33-10830: «…Следовательно, в настоящем случае имело место не профессиональное обучение П. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 ТК РФ, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя и является необходимым условием при осуществлении профессиональной деятельности…».

Примерный образец заявления

Директору ГБОУ школа №300
Ивановой И.И. от
Учителя математики Петрова П.П.

Заявление

Прошу Вас направить меня на курсы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) по профилю педагогической деятельности. Последний раз, профессиональное обучение было получено 2,5 года назад.

Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

Подпись, дата

Источник — проект «Омбудсмен образования»

>Как открыть свой учебный центр

15.12.2017 14952 Поделиться

Описание

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

— полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

— авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);
— обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);
— оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;
— проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.
Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.

Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы

Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
  • Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
  • Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
  • Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
  • Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.

Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:

  • Профессиональное образование.
  • Профессиональное обучение.
  • Профессиональную переподготовку.

Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.

Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо

Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.

Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:

  1. Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
  2. Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
  3. Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.

Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников

Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:

  1. Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
  2. Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.

Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.

Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:

  • На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
  • В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
  • На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
  • Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.

В случае, если повышение квалификации сотрудника предусматривает отрыв его от рабочего места, то работодатель обязан обеспечить сохранение за таковым сотрудником как его должности и рабочего места, так и средней заработной платы на весь период профессионального обучения. Однако данное требование актуально только в случае, если работник будет направлен на повышение квалификации работодателем, а не пойдет на него по собственной инициативе.

Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Просмотр полной версии : оплата труда на период учебы с отрывом от производства

17.03.2009, 08:58

Я работаю врачом в больнице,относящейся к Департаменту здравоохранения Москвы. Работаю в день (основная ставка) плюс ночные дежурства, которые не входят в основную ставку. Насколько мне известно, согласно ТК РФ оплата труда работников, находящихся на учебе с отрывом от производства, производится из расчета среднемесячной зарплаты за предыдущий период. Наша бухгалтерия,ссылаясь на какое-то рекомендательное письмо Деп.здрав.г. Москвы, рассчитывает мне зарплату на период учебы, исходя только из размеров основной ставки без дежурств. Правомочны ли действия бухгалтерии? Если да, то где можно найти это рекомендательное письмо ДЗ г. Москвы ( на сайте ДЗ не нашел)?

Можно я цитатой отвечу? Ну право, лень перепечатывать хорошо написанный текст

«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 2

СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК: НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТА

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в котором учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в ст. 139 ТК РФ. Его применение распространяется на все правоотношения, возникшие с 06.01.2008. Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, признано утратившим силу.
В данной статье мы проанализируем все внесенные изменения и разберем на примерах различные возникающие на практике ситуации, когда требуется расчет среднего заработка.

Новое Положение об исчислении среднего заработка N 922, как и ранее действовавшее Положение N 213, подлежит применению в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

— направление работника для повышения квалификации с отрывом от работы (ст. 187 ТК РФ);

Чтобы рассчитать средний заработок в перечисленных выше случаях, необходимо определиться с двумя показателями: суммой фактических выплат, начисленных работнику, и периодом, участвующим в расчете.

Выплаты, подлежащие включению в расчет среднего заработка

В соответствии с п. 2 Положения об исчислении среднего заработка N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, как и ранее, относятся:
— заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
— оплата, начисленная по сдельным расценкам;
— надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство;
— за классность;
— за выслугу лет (стаж работы);
— за ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка;
— за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ;
— оплата, связанная с условиями труда (вредность), а также суммы начисленных районных коэффициентов;
— за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочная работа;
— премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
— другие выплаты, применяемые у данного работодателя.

Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения
здравоохранения:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
С.ГУЛИЕВА

Московские рекомендации даже искать не буду — никакие рекомендации не могут противоречить Постановлению Правительства

18.03.2009, 00:01

спасибо. Что посоветуете делать в этой ситуации?

Для начала найти эту статью (не найдете — опубликуйте адрес почты с пометкой «с разрешения модератора» — а то накажут — это нарушение на РМС) — я вышлю (и сотру адрес)
Статью Вы внимательно прочитаете и обратитесь с ней к тем, кто у Вас считает зарплату. В принципе, в ней ответы на все вопросы.

Ну а нет — алгоритм известен — письменное заявление на имя руководителя, обращение в комиссию по трудовым спорам (свою, потом территориальную), а там…. суд, МЗСР, прокуратура…

18.03.2009, 12:18

огромное спасибо:)

В принципе, в ней ответы на все вопросы.

Ну, а если вдруг не впечатлится бухгалтерия текстом статьи — вот само постановление, о котором идёт речь. Вдруг пригодится?

18.03.2009, 12:26

Адрес скопирован и удален. Отправлю в течение 5 минут

20.03.2009, 18:31

Продолжение эпопеи. Разговаривал с бухгалтером. Бухгалтер посоветовал почитать Трудовой кодекс и статью 187, в которой говорится, что на время учебы выплачивается средний заработок по основному месту работы.Вот это словосочетание «основное место работы» и стало , оказывается, определяющим в позиции бухгалтерии. Следуя их трактовке основное место работы это то, которое оплачивается моим должностным окладом плюс надбавки за вредность и проч,то есть моя дневная работа заведующего отделением, но сюда,оказывается, не входит внутреннее совместительство (мои ночные дежурства).На мой вопрос, где в законе расшифровывается понятие «основное место работы» ответа я не получил ни от бухгалтера, ни от самого кодекса. Изучив положение о расчете среднего заработка с комментарием, любезно предоставленное уважаемым модератором ВВС, я поинтересовался тогда насчет начисления отпускных, которые,как известно, тоже имеют отношение к среднему заработку за предыдущие 12 месяцев. Меня отослали к статье 114 ТК, в которой якобы есть оговорка насчет совместительства, которое учитывается при начислении отпускных. Однако ст114 также говорит про средний заработок все по тому же основному месту работы.(практически копия статьи187, но только про отпуск) Получается очевидное противоречие, но….видно оно только моим очам. Вся бухгалтерия твердит, что так их учили на последних курсах и отступать не собирается. Вопрос: где мне найти, наконец, расшифровку этого пресловутого основного места работы, которое так склонно к вольным формулировкам?
PS Кстати, поинтересовался на сей счет у коллеги из другой московской больницы. Ему бухгалтерия ответила приблизительно то же самое. Им учебу оплачивают так же как и мне

Не те статьи ТК читает Ваш бухгалтер…
Согласно статьи 65 ТК (), основным местом работы является то место работы — то есть организация (работодатель), а не Ваша должность — где лежит Ваша трудовая книжка. А согласно статьи 139 ТК (), второй абзац —
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

21.03.2009, 12:52

Что-то не нашел я ничего такого в статье 65

Ваши ночные дежурства оформлены отдельным трудовым договором о совместительстве?

21.03.2009, 20:34

Ваши ночные дежурства оформлены отдельным трудовым договором о совместительстве?Нет, договор один.

Что-то не нашел я ничего такого в статье 65
Действительно, понятие «основное место работы» законодательно не определено. Однако согласно ст.65 ТК
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
…трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства

Таким образом, работой по совместительству является работа, на которой не хранится Ваша трудовая книжка. Следовательно, там, где хранится — основная, независимо от количества источников выплат.

Также смотрим статью 282 ТК ():
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

На основании чего делаем вывод: понятие «место работы» тождественно понятию «работодатель», что опять возвращает к положению о расчёте среднего заработка вне зависимости от количества источников выплат — в том числе и по внутреннему совместительству.

Упрощаем: Вашим работодателем по основному месту работы является какое-то ЛПУ. Оно же является работодателем и по внутреннему совместительству. Работодатель один — выплаты суммируем.

И вот здесь разговор принимает новый оборот.
Итак!

Обучение с отрывом от производства

Есть 2 вида работы Основная (где лежит трудовая книжка) и по совместительству. Именно это деление предусматривает ТК РФ.
А теперь становится забавно. Если бы договор о работе по совместительству был, наша беседа была бы сложнее. Но договора о совместительстве нет.
И мы в подарок главному бухгалтеру открываем ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 июня 2003 г. N 41 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

И читаем там

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации … по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:
….
2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
……

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

Таки, о каком «совместительстве» идет речь?

ТК РФ). Учебный отпуск (при соблюдении определенных условий) организация должна предоставить и оплатить независимо от того, по трудовому или по срочному трудовому договору работает сотрудник. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по стажу работы в организации, дающему право на учебный отпуск.Учебный отпуск дают на то количество дней, которое будет указано в справке-вызове учебного заведения. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на учебный отпуск, оплачивают на общих основаниях.Также следует помнить, что учебный отпуск не может быть заменен денежной компенсацией. Это связано с тем, что денежной компенсацией можно заменить только часть ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 126 ТК РФ). Обратите внимание! Согласно п. 14 Положения N 922 оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период учебных отпусков.

Как оплатить обучение с частичным отрывом от работы

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение). Оформляем обучение сотрудника Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.На основании п.

  • Особенности учебного отпуска ↓
  • Кому полагается учебный отпуск? ↓
  • Условия получения отпуска для прохождения обучения ↓
  • Длительность учебного отпуска ↓
  • Необходимые документы ↓
  • Порядок оплаты ↓
  • Алгоритм расчёта оплаты отпуска ↓
  • Срок выплаты учебных отпускных ↓
  • Когда во время учебного отпуска не предполагается оплата? ↓

Граждане, совмещающие выполнение трудовых обязанностей и обучение, могут претендовать на оформление отпуска на период учёбы. Об этом указано в главе 26 трудового кодекса Российской Федерации, статьи с 173 по 176. Особенности учебного отпуска Учебный отпуск предлагается сотрудникам как при получении высшего образования, так и при повышении квалификации.

  • Учебный отпуск
  • Как оплачивается учебный отпуск в 2018 на работе
  • Предоставление учебного отпуска работнику: 5 правил для бухгалтера
  • Учебный отпуск: правила предоставления, порядок оформления и оплаты
  • Как оплачивается учебный отпуск при повышении квалификации

Обучение работников. оплата ученических отпусков (шадрина т.) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);2) профессиональную переподготовку <1

  • ТК гарантирует обучающимся работникам оплачиваемый учебный отпуск (за исключением перечисленных выше условий).

Учебный отпуск Подробнее об отпусках читайте здесь: Работодатель обязан предоставить учебный отпуск ТК сотрудникам, которые совмещают работу с получением:

  • высшего образования по программам магистратуры, бакалавра, а также поступающим на обучение, что регулируется ст.

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

187 ТК РФ? Подлежат ли оплате дни учебы, выпадающие на выходные дни по основному месту работы? Если оплате подлежат рабочие дни, то оплачиваются ли дни, которые являются рабочими, но выходными в учебном центре? Необходимо ли сохранять за эти дни средний заработок и как они будут учитываться в табеле?

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Определение средней заработной платы производится на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее — Положение).
В соответствии с п. 13 Положения средний заработок работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
Необходимо отметить, что целью гарантийных выплат, предусмотренных трудовым законодательством (в том числе и ст. 187 ТК РФ), является сохранение за работником заработной платы, которую он получил бы при обычных обстоятельствах. Следовательно, при исчислении суммы сохраняемого среднего заработка необходимо принимать во внимание график сменности, а не график, в соответствии с которым осуществляется процесс обучения.
В данном случае периодом, подлежащим оплате, является промежуток времени с 5 по 12 апреля. На эти дни по утвержденному графику сменности выпадает 70 рабочих часов.
Следовательно, средний часовой заработок работника, исчисленный на основании Положения, следует умножить на 70 часов. Полученная сумма и будет гарантийной выплатой, предусмотренной ст. 187 ТК РФ.
Так как при расчете среднего заработка работника принимается во внимание график сменности работника, то за дни (и часы), которые не являются рабочими по графику сменности, средний заработок не сохраняется.
В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма N Т-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) рабочие дни, которые приходятся на время повышения квалификации с отрывом от работы, отмечаются буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07».
И.Михайлов
Подписано в печать
20.09.2005
«Новая бухгалтерия», 2005, N 10

Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации

Вернуться назад

Кто должен платить за повышение квалификации сотрудников?

Объективная потребность в периодическом прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками предприятия уже давно у работодателей не вызывает сомнений. Меняются технологии и оборудование, повышаются требования к уровню профессиональных знаний — появляется потребность в освоении новых, более современных методов решения самых разных производственных задач.

Курсы повышения квалификации 2014 – это один из видов дополнительного профобразования, основной целью которого является обновление теоретической базы и получение новых практических навыков.

Обучение на курсах повышения квалификации условно подразделяется на обязательное обучение и обучение по инициативе работодателя.

  • Обязательное обучение, согласно 196 статьи ТК РФ, должны проходить работники, занимающие определенные должности.
  • Обучение по усмотрению работодателя, порядок и условия которого устанавливаются коллективным договором (соглашением), включает в себя подготовку и переподготовку кадров для собственных нужд предприятия.

    Начисление зарплаты во время повышения работником квалификации

    Необходимость в обучении того или иного сотрудника определяет работодатель.

Обучение на курсах повышения квалификации может проводиться без отрыва от производства, с частичным отрывом, с отрывом от работы, а также по индивидуальным программам обучения.

Все программы повышения квалификации разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, но с учетом пожеланий заказчика. Учебные программы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Согласно 187 статье ТК РФ, за работником, проходящим обучение с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по основному месту его работы.

Если работник проходит обучение в другой местности, ему оплачиваются все расходы, предусмотренные для служебных командировок, плюс средний заработок.

Если работник повышает свою квалификацию без отрыва от производства, он получает зарплату за фактически отработанное на производстве время.

Работник, совмещающий учебу и труд, не должен превышать, предусмотренную ТК РФ, ежедневную норму рабочего времени.

Работодатель, при направлении работников на курсы повышение квалификации, должен заключить договор об оказании услуг с образовательным учреждением. Кроме того, работодатель должен заключить дополнительный договор с самим работником, которого он направляет на курсы повышения квалификации. В этом договоре должны быть четко прописаны все обязанности сотрудника, которые возлагаются на него после завершения обучения. Например, в договоре можно оговорить условия отработки определенного срока, порядок возмещения средств, затраченных на его обучение, в случае прерывания учебы и т.п.

Все расходы, связанные с обучением сотрудников на курсах повышения квалификации берет на себя работодатель. Согласно 264 статьи налогового кодекса, расходы на обучение включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Где можно пройти курсы повышения квалификации?

Курсы повышения квалификации 2014 можно пройти в НОУ ДПО «Соликамском институте промышленной безопасности и охраны труда».

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как оплачиваются курсы повышения квалификации с отрывом от производства, если сотрудник был на них с 4 апреля 2011 по 10 апреля 2011 включительно. Оплачиваются только рабочие или все календарные?

Ответ:

Добрый день, Юлия.

Следует отметить, что повышение квалификации работника может осуществляться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. При этом гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ, подлежат применению только к случаям повышения квалификации работника по направлению работодателя. Необходимость повышения квалификации работника, в т. ч. его обучения с отрывом от производства, определяет работодатель. Периодичность и условия проведения обучения работников, в т. ч. в форме повышения их квалификации, могут быть определены локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором.

Статья 187 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Для расчета берётся предшествующий период, равный расчетному и считается средний дневной, т.е. см.

Оплата обучения с отрывом от производства

п.9 абз.3: «Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.»

Следует отметить, что гарантии, предусмотренные для работников, повышающих квалификацию с отрывом от производства, предоставляются только по основному месту работы. Таким образом, работающему на условиях совместительства (как внутреннего, так и внешнего) работнику при направлении его работодателем для повышения квалификации предоставление таких гарантий законом не предусмотрено.

В случае повышения квалификации с отрывом от производства (при условии, что направляет работодатель) по основному месту работы предоставляются следующие гарантии:

сохранение за работником места работы (должности);

сохранение за ним среднего заработка на весь период обучения.

Российским законодательством не предусмотрена обязанность работодателя по предоставлению гарантий и компенсаций работникам, проходящим профессиональную переподготовку и повышение квалификации по собственной инициативе.

Следует отличать повышение квалификации от профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов. В силу ст. 21 Закона об образовании профессиональная подготовка, являясь также видом дополнительного образования, имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Такая форма обучения не сопровождается повышением образовательного уровня (повышением квалификации) обучающегося.

С уважением,

Лариса Александровна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *