Плюсы и минусы школы

Частное образование в России: за и против

К частным школам сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Многие потому, что не доверяют всему негосударственному, а многие потому, что не доверяют новым веяниям. Но разве частные школы — это нововведение? Вовсе нет. Первые учреждения подобного рода появились в нашей стране более трёх сотен лет тому назад.

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему).

А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава.

Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня. Вместо термина «частные» было бы правильнее употребить слово «негосударственные». Потому что термин «частные» подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же.

В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

  • — российские и зарубежные;
  • — светские и с религиозным уклоном;
  • — с разными образовательными системами;
  • — с разной системой оплаты.

Плюсы частных школ:

  • — Первый и, возможно, главный плюс частного образования — это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12 — 14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.
  • — В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.
  • — Еще один плюс — комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души — все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.
  • — В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном — существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.
  • — Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй — с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Минусы частного образования:

  • — Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как «укомплектованные компьютерные классы», «дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом» — очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.
  • — Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

Обычная школа или гимназия? Какую школу выбрать?

Большое разнообразие общеобразовательных учреждений ставит перед родителями непростую задачу – какой тип школы выбрать для ребенка? Стоит ли переводить его из общеобразовательной школы в более сильную гимназию? Психолог Елена Александрова имеет большой опыт в решении проблем школьного образования. Мы обратились к ней с вопросом:
Как выбрать школу?
— Обучение в разных типах школ имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Выбирая для ребёнка школу, приходится учитывать многие аспекты: и его физиологическое состояние, и уже выраженные способности и предпочтения, и вашу возможность помочь ему при необходимости, и т.д. Например, если ваш выбор пал на гимназию, надо решать, готовы ли вы к напряжённой, часто совместной с ребёнком работе. При этом свободного времени для серьёзных занятий спортом, музыкой, танцами и т.д. остаётся мало, хотя разумная организация труда, достаточная собранность, сосредоточенность ребёнка расширяют диапазон возможностей. Кроме того, обучение в гимназии сопровождается, обычно, высоким уровнем тревожности всех заинтересованных сторон, определяемым степенью возможности «схода с дистанции». И к обучению в гимназии ребёнок должен быть подготовлен, что также требует определённых затрат сил, времени и средств, но это уже отдельная тема разговора. С другой стороны ваш ребёнок будет учиться в работающем, конкурентно способном коллективе в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни. Уровень подготовки, полученный здесь, позволяет успешно конкурировать в выбранных сферах образования и деятельности. Кроме того, именно в школьные годы формируется круг общения, на что также следует обращать внимание.
Обучение в общеобразовательной школе, безусловно, не столь напряжённо, что определяется иным уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения. Меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьёзных занятий спортом, языками, танцами, музыкой и т.д. Можно попробовать себя в самых разных видах деятельности и преуспеть в выбранном направлении. В таком случае некоторая расслабленность процесса учёбы компенсируется напряжением внеучебной деятельности. А надо отметить, что реалии современной жизни требуют определённой готовности к победам и поражениям для успешной самореализации. Хотя получение высшего образования в этом случае, возможно, будет связанно с существенными вложениями средств и времени.

В некоторых общеобразовательных школах существуют гимназические классы, которые по уровню подготовки стоят где-то между вышеописанными школами. Кстати, исследование тревожности детей, которое проводилось по выборкам, формировавшимся из учащихся гимназического класса и гимназии (5-7 классы) показало, что уровень тревожности детей гимназического класса выше, по-видимому, из-за постоянно довлеющей угрозы перевода в общеобразовательный класс. Кроме того, тревожность мальчиков выше, чем девочек, что связанно с их меньшей приспособляемостью и более выраженным стремлением к лидерству. Тревожные дети по полученным данным оказались более сдержанными в общении, чем в среднем по выборке, более эмоционально неуравновешенными, робкими, застенчивыми, ранимыми и вялыми.
То есть всего, что способствует появлению тревожности у ребёнка, стоит избегать?
— Как обычно, ответ не однозначен. Тревожность ниже определённого уровня ведёт к расслабленности, апатии, «пофигизму». Тревожность выше определённого уровня снижает работоспособность, ведёт к депрессии. Средний уровень способствует поддержанию рабочего состояния, «формы», не даёт слишком расслабиться, тонизирует.
А что делать родителям, если они замечают, что их ребёнок плохо спит, нервничает, раздражается по пустякам, говорит, что у него ничего не получается и не получится? Переводить на более щадящий режим обучения?
— Прежде всего, надо определить причину повышенной тревожности ребёнка. Если она связанна с недостаточной подготовкой ребёнка к обучению в выбранной вами школе, то своевременная помощь родителей обычно помогает преодолеть возникшие сложности. А чтобы помощь была своевременной, отношения между родителями и детьми должны быть доверительными. В противном случае родители узнают о проблемах своего ребёнка слишком поздно.
Но повышенная тревожность часто наблюдается и у вполне «благополучных» на первый взгляд детей. И связанна она с завышенным уровнем ожиданий по отношению к ребёнку в семье. Необходимо отметить, что последнее, кстати, не способствует развитию доверительных отношений. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация: ребёнок учится на 4 и 5, а ощущает себя неудачником, неспособным, «аутсайдером», демонстрируя соответствующий тип поведения. Жёсткие требования родителей, нацеленных на получение отличного аттестата, не позволяют ему реально оценить свои достижения. Влияние завышенных требований и ожиданий оказывается прямо противоположно желаемому: вместо стимулирования успехов нагнетается напряжённость и тревожность сверх нормы, провоцируя срывы, разрушая отношения. Особенно отрицательно на психическом состоянии ребёнка сказывается представление о том, что отношение родителей к нему зависит от его успехов. Причём не имеет значения, действительно ли это так, или лишь демонстрируется родителями для стимулирования активности ребёнка в нужном направлении. Чтобы быть дееспособным, ребёнок должен твёрдо знать, что его успехи так же «отдельны» от отношения к нему родителей, «как мухи от котлет». На основе взаимопонимания и взаимоуважения решаются многие сложные проблемы. Вообще, поддержание психологического статуса ребенка — это тема отдельного разговора. Эти проблемы боле подробно разбираются на моем сайте http://www.mabulya.ru.

Вы рассказывали о государственных школах. Давайте теперь поговорим о частных. Может быть, Вы дадите несколько советов родителям, которые выбрали для своего ребенка частную школу? На что им стоит обратить особое внимание?
— Действительно, за последнее время появилось довольно много частных и авторских школ. Обучение в них связанно с рядом особенностей. Учебная программа каждого возрастного класса и даже каждой ступени может отличаться от программы соответствующих классов государственных школ, что вызывает определённые проблемы при необходимости перевода ребёнка в другую школу. Во многих частных, авторских школах соответствие в программах с государственными достигается только к последнему классу. Это связанно с тем, что обучение в таких школах часто происходит по программам, методикам, разработанным педагогами школы в соответствии с внутришкольными установками, что иногда, кстати, даёт очень интересные результаты.
Поэтому, отдавая ребёнка в частную школу, необходимо выяснить у директора, лицензирована ли она, насколько принятые здесь программы соответствуют программам обучения в государственной школе. А у родителей обучающихся – условия обучения и судьбу выпускников. Маленькие классы, обычные в таких школах, имеют свои плюсы и минусы. Среди 8 человек иногда сложнее найти друзей, чем среди 25, что для детей очень важно. С другой стороны обучение в маленьком классе более индивидуально и, как правило, менее напряжённо. А результат, как всегда, зависит от педагога и готовности ребёнка к обучению. Кстати, наличие в школе бассейна, теннисных кортов, высокая плата за обучение вовсе не гарантируют его качества. Только – педагогический состав, на что и надо обращать внимание. Многие вопросы выясняются после разговора с директором, который является лицом школы. Кстати, это справедливо для всех типов школ.

Частная или государственная школа? Как определиться с выбором, от которого зависит успешный старт ребенка во взрослую жизнь. Ведь школа, это не просто образовательное учреждение, это взлетная полоса в жизни каждого человека.

  1. Государственные и частные школы работают по одним и тем же программам. Но в отличие от государственного учреждения, частная школа имеет возможность варьировать предметы. Увеличение учебных часов по тем предметам, которые соответствуют социальному запросу родителей возможно в вариативной части учебного плана. Так, например, сохранив обязательное количество часов в инвариантной части учебного плана можно добавить часы иностранного языка или математики. Тут уже зависит от направленности школы.
  2. Изучение иностранных языков начинается с первого класса. И количество часов больше. Так, дети лучше усваивают владение языком. Тут — чем раньше, тем лучше. Дети-выпускники таких школ в совершенстве владеют иностранной речью. Есть некоторые школы, где все предметы ведутся на английском. Упор делается именно на владение языком, а не на обучение математике.
  3. Некоторые частные школы начинают обучение с 5 лет.
  4. Есть частные школы, где непоседливым детям разрешают ходить во время занятий. Даже предусмотрены «стоячие» места для учеников, которым сложно 40 минут усидеть на месте.
  5. Начало занятий в 9.00.
  6. Поскольку каждый ребенок-личность, частные организации нацелены на развитие конкретного ребенка. Это значит, что у каждого будет возможность идти своим индивидуальным маршрутом.
  7. Каждый родитель вправе выбрать, как именно будет обучаться его ребенок в частной школе. Кроме обычного посещения, как в общеобразовательной школе, предусмотрено дистанционное обучение и форма пансиона. Ребята не только учатся, но и живут в школе. Очень удобна для родителей работа школы в режиме полупансиона (с 8.00 до 19.00) где наряду с учебным процессом организовано питание учащихся, выполнение домашнего задание, отведено время на прогулку и отдых, а также организовано, для желающих, посещение кружков и студий.
  8. Техническая оснащенность в частной школе намного выше, чем в государственной. Частные организации имеют больше возможностей по закупке новейшего оборудования. Учителя тут же учатся с ним работать, а значит, образование учеников идет в ногу со временем.

Ребенок и школа

  1. Каждая частная организация считает своим долгом сделать нахождение в ней комфортным и приятным. Чистые светлые коридоры, светлые спортивные залы с полным наличием не только спортивного, но и хореографического оборудования.
  2. Также стоит отметить особое отношение к ребяткам в начальном звене. Здесь стараются создать все условия, чтобы малыши не пугались и чувствовали себя частью большой семьи.
  3. Родители, которые не могут присутствовать в школе, могут общаться с учителем через электронные системы, а также школа имеет возможность рассказывать о всех происходящих событиях в школе ежедневно, например, на собственном сайте.
  4. Во многих частных школах включён режим пансиона или полупансиона (дети прибывают до шести-семи вечера). Это, во-первых, очень удобно для родителей, у которых напряженный график работы, а во-вторых, учебный процесс выстроен очень грамотно. Учебные дисциплины совершенно спокойно сменяются динамическими паузами. Все выстроено с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей детей.

Успешное будущее ребенка в ваших руках. Сделайте правильный выбор уже сегодня. Одна из частных школ, обеспечивающих качественное образование — школа «Виктория».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *