Время это в философии

Как философия объясняет время

Понятие имеет неопределенную, неосязаемую сущность. Оно подобно точке отсчета. Если говорить об определении, то время в философии – это безвозвратное чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования заключаются события человеческого бытия. Но даже настолько понятными словами невозможно дать точное описание. Веками человечество гадает о природе понятия, различные поколения, культуры высказывали предположения на этот счет. По сей день не существует конкретного доказанного определения.

Некоторые мыслители считают время объективным понятием, другие субъективным. Древние цивилизации заметили цикличность. Восход – закат (день), весна – зима (год). Позже мыслительный человеческий процесс констатировал его линейность, взаимосвязь с пространства. Средневековые мудрецы открыли междисциплинарное направление – темпорологию. Существовала даже Международная исследовательская организация, президент которой (Дж.Т. Фрезер) выдвинул теорию универсальности понятия. В стенах общества, основываясь на теоритических междисциплинарных материалах, происходили колоссальные исследования. Опыты только подтвердили невозможность однобокого изучения.

История развития общества прослеживает четыре концепции: реляционную, субстанциальную, статическую, динамическую.

Концепции разнятся выражением взаимосвязи между объектами и временем.

Представление времени в литературе

В литературе понятие определяется, как временное построение, передаваемое разными ракурсами перевоплощения, действия и понимания через литературные произведения, как разновидности искусства. Искусство выступает информационным средством.

В литературном произведении действие происходит между тремя субъектами – автор, главный герой, читатель. Из этого следует, что текст связан с временем следующими координатами:

  • Реальный период создания – век, дата, протяженность процесса создания;
  • Период использования – измерение функционирования слова в конкретном произведении (пергаменте, папирусе, книге, информационном источнике);
  • Период восприятия читателем.

Время нахождения литературного издания никак не связано с временем, которое оно отображает, так как произведение есть объект эстетического осмысления. Он показывает временное расстояние: изображение реальности, как целостной картины; передача условий существования предмета; отображение прошедшего, настоящего, будущего; изменения одного и того же художественного образа. Объект не эстетического осмысления не передает динамику.

Существует четвертая координата – художественное время (внешний событийный фон художественной реалии произведения). Фабульное (возможность действий, реакции, жесты персонажа) выступает его частью. Оно необходимо для конкретной датировки действий, ощущения реальности созданной действительности.

На самом деле для автора понятие выступает способом изображения главного персонажа жизни.

Свойства времени

Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:

  • Вечность;
  • Длительность;
  • Необратимость;
  • Упорядоченность;
  • Непрерывность;
  • Специфичность проявления.

Вечность. Никто не знает, когда произошел мир. О том, было ли начало устали спорить гениальные умы. Поэтому проблема «начала» остается нерешенной. Существует теория «Большого взрыва», последствием которого стало возникновение Вселенной. Взято за основу, что мир всегда был, есть, будет, то есть констатируется вечность бытия.

Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность – универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.

Необратимость. Это не универсальное свойство отражает цикличность, которую удобно рассмотреть на примере «Колеса фортуны» – когда удача сменяется неудачей, а судьба требует терпеливости.

Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.

Непрерывность. Парадоксальное качество, подразумевающее, что стрела времени способна хотя бы на мгновение находиться в покое. Миф был развеян Аристотелем: «существует момент бытия, не его остановка», а из этого следует вывод, что парадокса нет.

Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.

Временные концепции

Практика трехтысячелетнего изучения времени разработала четыре основные концепции, о которых уже упоминалось выше. Рассмотрим их подробнее.

Реляционная(относительная). Время не существует отдельно от объектов, поскольку является проявлением их свойств. Ввел реляционную концепцию Аристотель на основании передвижения физических тел во времени. Его высказывание детализирует: «время – количество движений по отношению к прошлому, будущему». Теория относительности подтверждает сущность концепции, согласно которой оно является отношением между физическими моментами и объектами.

Субстанциальная. Ее определяет время независимо существующей действительностью, так же как пространство и материя. Декарт считал его пустотой, содержащей все разнообразие Вселенной. Ньютон видел понятие независимым от объектов, событий фоном.

Статическая. Принимает события действительности реальными моментами настоящего. Временная стрела отсутствует. Писатель Лайтман на основании статической концепции предположил существование большого количества Вселенных.

Динамическая. Динамическая концепция предполагает временную шкалу, которая содержит прошлое, настоящее, будущее. Система подтверждает четкую их взаимосвязь, сохранение цельности на фоне изменений, влияние прошедшего на грядущее. Динамическая тенденция вносит в концепцию большую фундаментальность, чем материя и пространство за счет линейной формы.

Физика, ее нерешенные проблемы

Философствование о времени затронуло и научную сферу. Поскольку сущность его тесно связана с физическими процессами, детальным изучением явления занялась физика. Исследования привели к ряду проблем, которые то решались, то снова имели место быть.

Проблема абсолютности. Свойство абсолютности, то есть состояния везде, всегда быть одной и той же длинны, заметил Ньютон. Из него вытекает следующее правило – движение в обратном направлении не повлияет на уравнение механики. Но Эйнштейн своей теорией относительности доказал его неразрывность с пространственным измерением. Солнце своей огромной массой, искажает временное пространство, из-за чего Земля совершает эллиптические вращения вокруг светила.

Проблема сингулярности. Но теория относительности тоже оказалась спорной, она породила проблему сингулярности – состояния Вселенной в период начального расширения. Хокинг имел на данный аспект такой взгляд: «Общепринятое определение времени заменяется понятием мнимого. Оно входит в уравнение наряду с пространственными координатами, поэтому исчезает разница между временной осью, направлениями координат». По-другому проблему сингулярности решает теория гравитации – сущность пространства и времени применима только до минимальных планковских масштабов.

Проблема свойств. В теории физического вакуума возникает понятие временного кванта, который с помощью бюонов формирует трехмерное пространство. Это противоречит концепции многомерных пространств.

Классическая физика

Классическая физика сложилась до возникновения теории относительности Эйнштейна и квантовой теории. Согласно классической концепции времени, время – непрерывная величина, которая не определяется чем-либо и является априорной характеристикой мира. Время – основное условие протекания каких-либо процессов в мире. Такое время одинаково течет для всех процессов и во всех точках мира, при этом нет ничего, что способно повлиять на ход времени. Несмотря на то, что тела и процессы могут ускоряться и замедляться, течение времени равномерно. В связи с этим с точки зрения классической физики время называют абсолютным. Эти свойства времени описал Исаак Ньютон в своем труде «Математические начала натуральной философии» 1687-го года.

«Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона

В классической механике переход от одной системы отсчета (инерциальной) к другой описывается так называемыми преобразованиями Галилея. Уравнения механики Ньютона по отношению к данным преобразованиям являются инвариантными, из чего выплывает абсолютность времени.

Следует отметить, что в классической физике для времени не выделяется определенная ось, так как в рамках данной концепции течение времени в обратную сторону равносильно обычному его течению.

Квантовая механика

В большинстве своем концепция времени в рамках квантовой механики схожа с интерпретацией классической физики, то есть время течет равномерно. Однако, основным отличием данного определения является необратимость времени. Это связано с тем, что процесс измерения несимметричен во времени. Измерение в данный момент даст информацию о состоянии объекта в прошлом, но в будущем даст новое состояние.

Релятивистская физика (теория относительности Эйнштейна)

Наиболее популярной концепцией времени сегодня является определение времени в рамках теории относительности Эйнштейна.

Альберт Эйнштейн на пляже (1939 г.), вероятно думает о физике
Прежде всего следует отметить основные постулаты данной концепции:
1. Скорость света в вакууме одинакова во всех системах координат, которые движутся относительно друг друга равномерно и прямолинейно.
2. Физические законы одинаковы во всех системах координат, которые движутся относительно друг друга равномерно и прямолинейно.
3. Любое событие может влиять лишь на события, которые происходят позже него и не влияет на события, которые происходят раньше него.
Исходя из вышеупомянутых постулатов, можно утверждать, что события, которые происходят одновременно в одной системе отсчета, могут быть не одновременны в другой системе отсчета, движущейся относительно первой системы отсчета. Таким образом, в рамках данной концепции ход времени зависит от движения выбранной системы отсчета. Проще говоря, скорость хода часов зависит от того, кто их носит.

Интереснейшим аспектом данной теории является влияние гравитации на течение времени. В рамках данной концепции пространство и время являются несамостоятельными частями одного пространственно-временного континуума. Тогда вблизи массивных объектов искажается не только пространство, но и изменяется скорость течения времени

Искривление пространства-времени как результат гравитационного возмущения (см. четвертое изображение).
В релятивистской физике время определяется как четвертая координатная ось системы координат, три другие оси которой представляют три пространственные координаты «нашего трехмерного мира». Таким образом каждое тело имеет так называемую мировую линию. Если рассматривать данное тело в упомянутой четырехмерной системе координат, то оно будет представляться протяженным множеством этих тел. То есть в каждый момент времени своего существования тело будет наноситься на четырехмерную систему координат, в зависимости от его пространственного, а также временного положения.

Мировая линия человека (упрощенно), где X и Y — две пространственные координаты, а T — временная координата (см. пятое изображение).

Что же такое время?

Исходя из сказанного выше, становится ясно, что человечеству совершенно неясно, что такое время. Перечисленные здесь теории лишь пытаются математически (и геометрически) определить время, как нечто, что может использоваться в дальнейших расчетах для объяснения наблюдаемых явлений.
Опираясь на постулаты, выплывающие из основных концепций времени, можно попытаться сформулировать следующее субъективное определение:
«Время – априорный геометрический параметр, который характеризирует движение, определяет длительность существования всех процессов, есть условие существования изменения. Является неотъемлемой частью пространственно-временного континуума, есть его четвертая координата наряду с тремя пространственными. Время способно искривляться в результате гравитационного возмущения, при этом является необратимым. Данное явление относительное и зависит от выбора системы отсчета и ее скорости. Подчиняется постулату причинности, согласно которому любое событие может влиять лишь на события, которые происходят позже него и не влияет на события, которые происходят раньше него».

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» 1931 г. (см. шестое изображение).
Данное явление невозможно представить в уме, а потому ученые со всего мира пытаются объяснить его математически, что пока остается непосильной задачей и вызывает множество разногласий в научном сообществе. Если же ученому задать вопрос «Что такое время?», то скорее всего в ответ Вы услышите – «Это то, что измеряется часами».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *