Москва 3 Рим

Почему Москву называют третьим Римом?

В 455 году пала великая Римская империя, а в 1453 году не стало её наследницы — Византии. Православная церковь была вынуждена искать новый «дом». Нашла она его на Руси. С этого момента именно Русь становится оплотом веры для православных христиан.

Москва, как и вся Русь, была названа третьим Римом не просто из-за размеров и внушительной боевой мощи. Это выражение имеет философский, духовный и исторический подтекст. Москва — не просто третий Рим, а последний.

Откуда берёт свои корни знаменитое выражение «Москва — третий Рим» и кто придумал это сравнение? Фактрум расставил по местам основные факты об известном крылатом выражении.

Герб Священной Римской империи

Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века. Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение. В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.

В V веке на мировой арене появилась новая великая империя — Византийская. Именно она «приютила» православное христианство. Византия не просто перенимает духовные ценности Рима. Новая империя наследует также и историю, и достижения науки, и культуру. Константинополь стал мировым центром православного христианства, византийские патриархи считались наиболее почитаемыми. Второй Рим просуществовал тысячу лет, а в 1453 году Византия пала под натиском турецко-османских войск.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Суть теории «Москва — третий Рим»

Герб Российской империи

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», — так в письме русскому князю выразился Филофей Псковский. Преемственность была подкреплена царскими брачными узами между князем Иваном III и византийской принцессой Софьей Палеолог. Таким образом Палеологи и Рюриковичи в 1472 году официально объединяют свои династии. Русь на весь мир заявляет о своём желании следовать за Римской и Византийской империями.

«Москва — третий Рим» — не просто красивое выражение. В XV веке эта фраза отражала главную политическую линию страны. Русь считалась непобедимой. Правящая элита верила, что стране уготована великая и светлая судьба. Святая Русь (как её называли православные) была призвана защищать православное христианство от вражеских нападок.

Как известно, Иван Грозный укрепил статус Руси как непобедимой державы, хранимой Богом. Православная Церковь перестаёт быть просто церковью, она возведена в ранг патриаршества, то есть практически поставлена на один уровень с Византией. На Руси стараются придерживаться её традиций. Так, в 1515 году в Москве под руководством итальянских архитекторов заканчивается модернизация Кремля — на византийский манер.

ОТКУДА ПОШЛО ВЫРАЖЕНИЕ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»?

Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.
Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

3. ИСТОРИЯ НЕСКОЛЬКИХ РИМОВ: ПЕРВЫЙ ДРЕВНИЙ РИМ, ВТОРОЙ НОВЫЙ РИМ И ТРИ

«ТРЕТЬИХ РИМА» (ГИПОТЕЗА)

Краткая схема представлена на рис.8.3.

3.1. ПЕРВЫЙ РИМ СЕГОДНЯ НАЗЫВАЕТСЯ АЛЕКСАНДРИЕЙ

В IX-X веках Первый Рим — это, вероятно, столица Древнего

Царства в долине Нила, современная Александрия.

3.2. ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ В НОВЫЙ РИМ

В X или в XI веке — перенос столицы империи из Александрии на

Босфор. Здесь основывается НОВЫЙ РИМ, или Второй Рим. Отсюда —

название Ромеи-Византии как Bis-Antik — «Второй Древний» (Рим).

Этот же город называли Иерусалимом, Троей, Константинополем, потом

Стамбулом.

3.3. НОВЫЙ РИМ — СТОЛИЦА РОМЕИ

Новый Рим в XI-XIII веках — столица СИЛЬНОЙ Ромейской

империи. Следует отметить великолепное стратегическое положение

города и его мощные военные укрепления.

3.4. ОСЛАБЛЕНИЕ РОМЕИ. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ

И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

В конце XIII — начале XIV веков Ромея слабеет. Царь-Град

то есть Второй Рим, утрачивает роль имперского центра.

Усилившиеся фемы-провинции начинают спор за наследство

разваливающейся империи. Ромея сменяется Великой = «Монгольской»

Империей со столицей в Великом Новгороде. Который в эпоху XV-XVI

веков мог называться в западных источникам РИМОМ. Тем более, что

Новый Город — это то же самое, что Новый Рим, поскольку РИМ — это

ГОРОД. С течением времени, в эпоху XV-XVI веков, в эпоху

раздела и раскола Великой Империи, формируются три новых центра.

3.5. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Первый центр — Орда-Русь, где примерно в 1380 году, —

вероятно, на месте Куликовской битвы, — закладывается новый

город — Москва, получившая впоследствии название «Третий Рим». В

конце XVI века Москва станет русской столицей. Но до конца XVI века

столицей Руси-Орды оставался Великий Новгород (Ярославль), то есть

Великий Новый Рим.

Русь-Орда рассматривает себя как наследницу гибнущей

Византии, а также удерживает в качестве своей государственной

религии православие. То есть ортодоксальную форму изначального

христианства.

Великий Новгород (Великий Новый РИМ), а затем Москва — «Третий

Рим», становится мировым центром православия.

3.6. ВТОРОЙ ЦЕНТР, КАТОЛИЧЕСКИЙ, В ИТАЛИИ

Второй центр — Италия, где примерно в то же время, около

1380 года закладывается итальянский Рим. До эпохи XVI века он был

оплотом имперского «монгольского» владычества в Западной Европе. Тут

жило много этрусков, то есть по-видимому русских. В дальнейшем, после

победы Реформации, итальянский Рим станет центром «нового

католицизма». То есть латинской католической церкви в современном

понимании этого слова.

Любопытно, что согласно скалигеровской истории, Константин

Великий перенес свою столицу из «Рима» в «Новый Рим» около 330

года н. э., то есть, вероятно, около 1380 года н.э. (по новой

хронологии). Ведь при сдвиге вверх на 1053 года, скалигеровская дата

330 год н. э. как раз и превращается в 1380 год н. э. .

Напомним, что сдвиг на 1053 года — это один из основных

хронологических сдвигов, обнаруженных нами.

Однако, сегодня считается, будто Константин перенес столицу из

итальянского Рима в Новый Рим на Босфоре. По-видимому, это не так, и

император Константин XIV века, напротив, переносит столицу из

Босфорского Рима, то есть Нового Рима, — в итальянский Рим. Или

приезжает как наместник из Великого Новгорода, то есть из Великого

Нового Рима. Что в позднейших летописях было интерпретировано как

«перенос столицы».

3.7. ПЕРЕЕЗД В ИТАЛЬЯНСКИЙ РИМ КАТОЛИЧЕСКИХ ПАП ИЗ

ФРАНЦУЗСКОГО АВИНЬОНА-ВАВИЛОНА

В основанный в конце XIV века итальянский Рим переезжают

католические папы, которые до этого, вероятно, находились (около 70

лет) в Авиньоне, во Франции. Их пребывание в Авиньоне, — примерно

с 1305 до 1376 года, — Библия затем назовет Вавилонским пленением. И

верно оценит его длительность (в книге Иеремии) в 70 лет. Поэтому

эта часть Библии написана не ранее XIV века н. э. Отметим, что именем

«вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо

несколько событий. Первое вавилонское пленение в XIV веке —

пребывание пап в Авиньоне. Второе вавилонское пленение в XV веке —

взятие Константинополя в 1453 году. Третье вавилонское пленение в

XVI веке — это, по-видимому, взятие Иваном Грозным Казани-Хазарии в

1552 году.

Если Москву естественно считать православным «Третьим

Римом», то итальянский Рим можно назвать католическим «Третьим

Римом».

В XVII веке итальянскому Риму была искусственно приделана

«длинная древняя история», списанная, в действительности,

ромейской историей X-XIII веков новой эры и «монгольской» истории

XIV-XVI веков.

3.8. ТРЕТИЙ ЦЕНТР, МУСУЛЬМАНСКИЙ, В СТАМБУЛЕ

Третий центр — Малая Азия со своей формой христианства,

которое вскоре трансформируется в ислам-мусульманство. В эпоху XVI

века центром мусульманства становится Стамбул. Мусульманство

принимается в качестве государственной религии в Турции-Атамании.

Это и есть третий «Третий Рим», мусульманский. Лишь в нашем

веке столица Турции была перенесена в Анкару.

3.9. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА ВИЗАНТИИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ, ВОСТОКОМ

И АЗИЕЙ

Так было разделено религиозное и политическое наследство

«матери-Ромеи» и Великой = «Монгольской» Империи между:

ЗАПАДОМ, с католическим «Третьим Римом» в Италии в качестве

религиозного центра,

ВОСТОКОМ, с православным «Третьим Римом» — Москвой в

качестве религиозного центра, и

АЗИЕЙ, с мусульманским «Третьим Римом» — Стамбулом в

качестве религиозного центра. В данном случае — старого, изначального.

Таким образом, в конце XV — XVI веке три новые религии,

образовавшиеся из когда-то единого христианства XI века, поделили

сферы влияния и создали свои религиозные центры. В конце XV века

эти религии еще достаточно близки и окончательный раскол между

ними приходится лишь на XVI век. Поэтому XVI век и является веком

РЕЛИГИОЗНЫХ войн.

3.10. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ЕГО

ПРЕЖНЕЕ НАЗВАНИЕ ИЕРУСАЛИМ

Современный город Иерусалим был назван «Иерусалимом» и

отождествлен с евангельским Иерусалимом не так уж давно.

С очень общей точки зрения можно сказать следующее.

Вероятно, после раскола Великой = «Монгольской» Империи,

основные церковные силы православия, католицизма, мусульманства и

иудаизма не смогли сойтись друг с другом в решении сохранить

прежнее название ИЕРУСАЛИМ за Новым Римом — Константинополем —

Стамбулом.

Слишком много сталкивалось тут политических, исторических и

религиозных противоречий. После раскола христианства в XV веке,

ни одна из возникших ветвей-религий никак не могла согласиться

оставить прежний святой Иерусалим = Константинополь = Трою в

руках какой-то одной из «сестер» в качестве ее религиозного

центра.

В конце концов, «чтобы никому не было обидно», негласно

договорились лишить Новый Рим одного из его наиболее знаменитых

древних имен — Иерусалим, и присвоили его небольшому селению

Эль-Кудс на территории современной Палестины. Причем название

Палестина тоже было перенесено сюда сравнительно недавно.

Так появился современный Иерусалим. Произошло это, вероятно, в

XVII веке. А постройка многих «иерусалимских древностей» относится,

по-видимому, к началу XIX века.

Став центром идеологического притяжения, Эль-Кудс быстро

превратился в центр религиозного поклонения, куда были

перенесены, — на бумаге, — все соответствующие евангельские и

библейские события.

3.11. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ДРУГОЕ ЕГО

ЗНАМЕНИТОЕ НАЗВАНИЕ — ТРОЯ

Громкое средневековое имя Троя тоже было отнято у

Константинополя = Нового Рима и объявлено «античным».

Отождествление Трои с Иерусалимом и с Константинополем подробно

обсуждалось в -.

Впрочем, это название «уехало» совсем недалеко. Современная

история считает, что гомеровская Троя расположена в общем-то

рядом с Константинополем. А именно — на восточном берегу Турции

около южного входа в пролив Дарданеллы. Рядом с городком Kum Burun.

См. современную карту.

Между прочим, проливы Босфор и Дарданеллы в определенном

смысле «похожи». Оба — длинные узкие проливы, соединяющие

небольшое Мраморное море соответственно с Черным и Средиземным

морями. В средние века оба эти пролива иногда называли совершенно

одинаково: Рукав Святого Георгия. См. обсуждение в .

Любопытно, что как Константинополь находится на ЮЖНОМ КОНЦЕ

Босфора, так и фиктивная скалигеровско-шлимановская Троя тоже

оказалась на ЮЖНОМ КОНЦЕ Дарданелл.

Почему так получилось? Вот возможная реконструкция событий.

В эпоху XVII-XVIII веков начали искать «легендарную Трою».

Источники указывали ее положение где-то около

Константинополя или даже прямо указывали на Константинополь. Но

поскольку отождествить Трою с Константинополем средневековые

скалигеровские ученые уже никак не могли, — история уже искажена, —

у них оставался лишь один выход — немножко сместить Трою в

сторону от Константинополя.

Вот ее и поместили где-то около ЮЖНОГО КОНЦА Дарнаделл, так

как документы, вероятно, прямо говорили о ее положении у ЮЖНОГО

КОНЦА Рукава Святого Георгия.

Сюда затем и отправился Шлиман в XIX веке, воодушевленный

идеей найти «гомеровскую Трою». Начав раскопки, вскоре обнаружил

некое городище. Размером всего лишь 130 на 110 метров , с.76-77.

Каковые в тех местах встречаются на каждом шагу.

Обрадованно объявил его легендарной Троей. Впрочем, никаких

серьезных объективных доказательств Шлиман так и не привел. А от него

их почему-то не очень требовали .

Приходиться признать, что все эти труды были, по-видимому,

напрасны. Достаточно было указать на огромный древний город

Царь-Град = Константинополь = Стамбул, ранее называвшийся ТРОЕЙ.

«Москва – третий Рим»: духовные скрепы XVI века

Теория «Москва — третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья, притязавшие на царский титул, полагались преемниками римских и византийских императоров. Мария Молчанова разбирается в тонкостях первой официальной отечественной идеологии.

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С 1869 года бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях. «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать» — эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.

Фрагмент из Послания старца Псковского Елизарова монастыря Филофея к великому князю Московскому Василию Ивановичу

Автор теории «Москва — Третий Рим» был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: «человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал». Сохранившаяся заметка современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре («той старец неисходен бе из монастыря») и был образованным человеком («премудрости словес знаем»). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он «многа показал дерзновения к государю… боярам и наместникам», бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Теория является результатом эсхатологических ожиданий конца света

Патриарх Геннадий изъясняет султану Мехмету II основы православного вероучения

Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическую родословную русских князей к византийским императорам, указывая, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются «великий Константин… Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие… их же корень до тебе». Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его «творити и заповеди хранити во всем», а если и придется кому-либо понапрасну терпеть «царское великое наказание», то, возможно, только выразить свою печаль «горьким стенанием и истинным покаянием». В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права «говорить правду» лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам.

Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани

Основная мысль концепции — преемственность наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи двумя половинами одного неделимого целого.

Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами

Софья Палеолог — последняя византийская принцесса

Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния 1439 года пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое. Последующее падение Константинополя в 1453 году, понятое как Божья кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство. Новым Римом является Москва — освобожденное от татарского ига объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Ивана III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание Казанского и Астраханского ханств) — все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества. С этим также связано возникновение известных легенд: о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха; о белом клобуке. Этот клобук, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.

Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать

Падение Константинополя в 1453 году

Стоит отметить, что непосредственным поводом к написанию послания Филофея стали распространявшиеся тогда астрологические предсказания о якобы предстоящем в 1524 году новом всемирном потопе — точнее, о предстоящем глобальном изменении («пременении»), которое было истолковано как потоп. Предсказание это пришло на Русь с Запада, оно было напечатано в астрологическом альманахе, изданном в Венеции в конце XV века и многократно переиздававшемся. Ужас охватил города Европы, а наиболее предприимчивые даже начали строить ковчеги. Эти предсказания пришли и на Русь, внеся беспокойство в церковные и правительственные круги. Естественно, требовалось их опровергнуть. Совершенно очевидно, что «Третий Рим» — это не только и даже не столько Москва, сколько царство, функция которого — служить гарантом длительности земной истории человечества. Эта функция возникает не как претензия, а как результат конкретной исторической ситуации, естественно сложившихся условий: потери политической независимости всеми православными славянскими и балканскими царствами, падения Византии, «отпадения» первого («великого», «ветхого») Рима. А функция, предназначение православного царя — заботиться о православных христианах, оберегая Церковь и обеспечивая внешние условия для благочестивой жизни.

Визуализация концепции «Москва — третий Рим»

В XVI—XVII вв.еках идея распространилась в церковной книжности, послания Филофея переписывались в многочисленных рукописных сборниках, при этом редакторы-составители и переписчики иногда строго и точно воспроизводили авторский текст, а иногда допускали «вольности», дополнения, а часто избирали отдельные фрагменты, содержание которых казалось им особенно важным и интересным. Ни Василий III, ни Иван Грозный ни разу на концепцию Филофея не ссылались. Иван IV любил другое сочинение — «Сказание о князьях Владимирских» — о происхождении русских князей от императора Августа. Именно он начал разделять вселенную, и часть ее получил некий Прус, от которого пошла Прусская земля, а далеким его потомком был князь Рюрик, основатель династии Рюриковичей, а позднее — и князья Владимирские. Именно эти идеи использовались в ряде случаев в идеологическом обосновании внешней политики Ивана IV.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *