Что такое контент анализ

Как сделать контент анализ самостоятельно или каким должен быть текст на «пятерку»

Добрый день, читатели и гости Blog-Bridge.ru. С вами Екатерина Калмыкова. Наверняка каждый блогер хотел бы знать насколько его контент качественен, нравится ли он читателям, легко ли он воспринимается и понимают ли его вообще.

Меня, например, всегда интересовал данный вопрос, поскольку все статьи на блог пишу сама и мне хочется знать, доступно ли я излагаю свои мысли для других пользователей. То, что мои статьи читает Антон и оценивает их положительно, это понятно. Еще бы он сказал что-нибудь против. Остался бы без ужина 🙂

А вот что думают читатели блога, так сказать независимые эксперты, по поводу текста? Как сделать контент анализ самостоятельно и можно ли это осуществить — вот что реально любопытно. И вот на эту тему я и хочу предложить вам порассуждать вместе со мной.

Для начала хочу рассказать ваш смешной случай, который произошел со мной сегодня утром. Мне нужно было рано сдать кровь и вот, проснувшись в не очень хорошем от предстоящего события настроении, я поехала в больницу. Там очередь, сесть негде, куча людей, все как обычно по утрам хмурые и недовольные, в том числе и медсестра, делающая заборы анализа. Ну да ладно, я думаю, у всех больницы одинаковые и все представляют утром атмосферу в них.

Вообщем сдала я кровь, вышла из больницы, села в маршрутку и поехала домой. При выходе я протягиваю водителю оплату за проезд 13 рублей. У нас в городе такой тариф. На что водитель улыбается, берет только 10 рублей и говорит: «За проезд в бахилах у меня скидка». 🙂 И я только заметила, что так и не сняла бахилы после больницы. Хохотала вся маршрутка. Вообщем этот водитель просто сделал мой день. Плохое настроение сразу же улетучилось. И я радостная вернулась домой. Вот такая история.

Ну, а теперь вернемся к теме статьи. Какими же отличительными чертами обладает хороший контент. Давайте попробуем провести небольшой анализ и выявить их.

Для определения к какому типу относится текст, который мы читаем: хороший, неплохой или отличный достаточно одного взгляда. Мы пробегаемся глазами по текстовому отрывку и понимаем это. А вот когда требуется написать текст самостоятельно и оценить его объективно, могут возникнуть трудности.

Итак, какие же отличительные характеристики я выделяю?

Текст на «пятерку» должен:

  • Рождаться сам. Его не нужно специально придумывать и продумывать. Такой текст пишется легко и понятно. Мысли льются непрерывно и плавно принимают формы букв.
  • Быть настроенным на целевую аудиторию. Автор, зная свою аудиторию, пишет текст именно под нее, под ее запросы и проблемы. Он должен слушать и слышать свою аудиторию, своих посетителей и писать статьи, отвечающие на вопросы или помогающие ей.

Статьи в тему:

Что такое постоянная аудитория и зачем она нужна?

Психографические характеристики целевой аудитории: определяем при помощи игры

  • Открывать новую информацию. В статьях стараться показывать свежий взгляд, раскрывать информацию в ином ракурсе, отличном от представления данной информации другими авторами. Часто, чтобы донести до своей аудитории информацию, автору необходимо ее представить под другим углом. В этом и заключается определенная сложность подачи материала. Открыть «замыленный» взгляд читателю, снять пелену.
  • Исключать из лексикона все жаргонизмы. В отличном тексте их не должно быть или совсем по минимуму.
  • С осторожностью использовать сравнения. Очень тяжело сохранить баланс, когда, например, описываешь преимущества сервиса или услуги, используя преувеличения и гиперболы. Здесь главное не перегнуть палку и не вызвать у читателя обратный эффект, отторжение и недоверие.
  • Иметь увлекательный заголовок. Заголовок вашего поста должен заинтересовать читателя и заставить его прочитать далее. Следующее предложение должно привлечь внимание и вызвать желание на прочтения второго предложения. И так весь текст. Интрига и интерес должны работать в статье на удержание. Если заголовок не удался – остальной текст может остаться не прочитанным, то есть статья зря написанной.
  • Не иметь лишних слов. Отличный текст не должен содержать не нужных фраз и избыточных слов. Предложение должно быть построено коротко и емко. Речевые обороты, состоящие из нескольких слов, можно попробовать заменять односложными словами, не используйте существительные неопределенного значения. Если можно сократить предложение без ущерба его смысловой нагрузке, то делайте это. Текст должен быть кратким, но понятным и доносить смысл. Каждое слово должно быть значимым.

Зная данные характеристики текста и используя их на практике, ваши тексты всегда будут «отличниками». Статьи будут выделяться на фоне многочисленный информации в интернете, а ваш ресурс (сайт или блог) будет иметь уникальный контент, который так любят и посетители, и поисковые машины.

Процедура контент-анализа

Контент-анализ состоит из трех этапов:

· определение категории и единицы анализа;

· подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявление взаимосвязи между ними;

· интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.

На первом этапе исследователь определяет категории анализа, т. е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем определениям, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно, чтобы категории анализа были:

· уместными, т. е. соответствовали решению исследовательских задач;

· исчерпывающими, т. е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;

· взаимоисключающими, (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

· надежными, т. е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято:

· слово (термин, символ),

· предложение,

· суждение или законченная мысль,

· тема,

· идея,

· автор, персонаж,

· социальная ситуация,

· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа,

· целостное сообщение (при анализе массива данных),

· хронометраж планов, кадров или сюжетов при анализе телевизионных текстов.

Затем устанавливается единица счета, т. е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и др.

Выделение категорий и единиц анализа – самый сложный вопрос метода. Проблема в том, что выбор единиц контент-анализа зависит от исходных методологических принципов исследователей, которые могут не совпадать.

· Во-первых, исследователи могут не сходиться в выборе предмета своего исследования. Любое сообщение содержит как потенциальную, так и актуальную информацию. Актуальной является та информация, которая выявлена и осознана субъектом, т. е, субъект (исследователь) актуализирует именно те единицы, которые соответствуют его собственным нуждам, целям и задачам. Потенциальной – неосознанная субъектом, но присутствующая в тексте. Исходя из своего представления о смысле и движущих механизмах социально-психологических явлений, исследователь ищет и находит значимую для него информацию. Поэтому разные исследователи могут зафиксировать разные единицы анализа.

· Во-вторых, сведение единиц контент-анализа в категории является их своеобразной классификацией, критерии которой бывают чрезвычайно расплывчаты и туманны. Они опираются на экспертные оценки исследователя, зависят от общего уровня его подготовки. Количество самих категорий будет зависеть от степени допускаемого обобщения исторического материала.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. К ним относятся:

· классификатор контент-анализа. Классификатор контент-анализа – это общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода;

· протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа. Протокол (бланк) контент-анализа содержит сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.) и итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желания уместить всю информацию о документе на одном листе бумаги, чтобы удобнее было сопоставлять итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто содержательном виде;

· регистрационная карточка или кодировальная матрица. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу;

· инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;

· каталог (список) проанализированных документов.

Психодиагностические возможности и ограничения контент-анализа. Ценность контент-анализа заключается в том, что он обеспечивает:

· объективность, относительно высокую независимость от влияний исследователя, окружающей обстановки;

· возможность сделать выводы об объектах, непосредственно не наблюдаемых исследователем;

· возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа документов прошлого;

· возможность исследования самого сообщения;

· строгость, систематичность, ориентацию на объективные количественные показатели.

· Отмечены следующие ограничения:

· громоздкость процедуры;

· трудности с выделением категорий;

· формализованность и сложность его инструментария.

Типичные ошибки при использовании контент-анализа:

· анализ документов опережает разработку исследовательской программы;

· анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию);

· не проверена подлинность документа;

· не уточнено его авторство;

· неполно учтено его предназначение;

· категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа;

· категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования;

· категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа;

· единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа;

· анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов;

· кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования;

· результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Заметную роль в повышении качества контент-анализа играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.

Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 958. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Зачем нужна уникальность

Создание контента требует от автора знания темы и основ сео-оптимизации, умения излагать мысли грамотным русским языком и формировать информацию в удобочитаемом виде.
Нередко недобросовестные авторы или непрофессиональные веб-мастера в целях экономии просто копируют текст с сайтов аналогичной тематики – так называемый копипаст (copypast). Как вариант – с различных ресурсов берутся фрагменты текста, и из них формируется новый текст. И третий способ – рерайт (rewrite). При этом типе создания контента один или несколько источников переписываются своими словами с максимальным сохранением смысла.
Все эти способы написания на выходе дают неуникальный контент. Уникальность рерайта может быть выше, но автор первоисточника всегда узнает свой текст. Поисковые системы различают плагиат и предпринимают соответствующие меры, вплоть до полного бана ресурса.
Помимо этого, тексты, размещенные на сайтах, в некотором роде представляют собой интеллектуальную собственность. «В некотором роде» — потому что система охраны авторских прав в интернете окончательно не отработана.

Как проверить уникальность контента

Для проверки уникальности контента существует множество online программ. Проверяемый текст необходимо залить в форму и выставить параметры проверки. Обычно программы выставляют оптимальные параметры по умолчанию, но чтобы оптимизировать результат и исключить погрешности, можно уменьшить величину шингла. Под шинглом подразумевается количество слов в проверяемом сочетании, меньше трех ставить не рекомендуется.

В идеале, уникальный контент – это контент, написанный автором самостоятельно от первого до последнего слова. Но существуют устойчивые словосочетания, технические и юридические термины, названия законов, которые в любом случае система выдаст как неуникальные фрагменты. Если нет возможности избежать их использования, единственный способ повысить уникальность текста – довести до стопроцентной уникальности остальную его часть.
В идеале, уникальность текста по любой проверке с шинглом не менее трех должна быть стопроцентной. Но допускается не менее 97 % — в этом случае проверочные сервисы выдают уникальности оценку «отлично».
Некоторые сервисы различают помимо общей уникальности процент рерайта, и хотя при ранжировании сайтов рерайт не учитывается как плагиат, на качественном ресурсе желательно не иметь никаких признаков плагиата.

Контент-анализ

Основная статья: Контент

Контент-ана́лиз (от англ.: англ. contents — ) или ана́лиз содержа́ния — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовый материал. Философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

История метода

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности. Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США. Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж. Кайзер.

Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.

В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
  • частота появления сообщений;
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена:
    • воспринимающего,
    • действующего,
    • цели,
    • категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвёртый этап

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.

Обычно составляются таблицы вида:

Единицы анализа Единицы анализа Единицы счёта Единицы счёта
Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %
1 Категория 01 подкатегория 15 32
02 подкатегория 7 15
03 подкатегория 25 53
Итого: 47 100

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Количественный контент-анализ

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.

На деле это означает, что в качестве первого шага при проведении контент-анализа этого типа исследователь должен создать своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу.

Проблема состоит в том, что исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления на материале небольшой выборки сообщений тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками контекстов и способов употребления терминов. Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями не одного, а нескольких исследователей.

Более трудной является задача, заключающаяся в необходимости приписывания ключевым упоминаниям конкретных оценок, — когда мы должны решить, приводится ли данное упоминание в позитивном или негативном смысле, «за» или «против» интересующего нас объекта и т. д., а также когда нам надо ранжировать ряд упоминаний соответственно силе их оценок (т.е. в соответствии с тем, какое из них самое положительное, какое следующее за ним по положительности и т. д.). При этом исследователь нуждается в показателях достаточно тонких, которыми можно было бы измерять не только настроения политических субъектов, но и силу этих настроений. Особенно трудным выполнение этой задачи является в исторических, историко-философских и психологических исследованиях, поскольку предполагает высокий уровень гуманитарной подготовки специалистов, использующих методику контент-анализа. Существует множество методов, облегчающих принятие такого решения. В некоторых случаях они опираются на суждения группы арбитров (экспертов) о значении или силе (интенсивности) некоторого термина. В качестве примера таких приемов можно привести метод Q-сортировки и шкалирование методом парного сравнения. На рубеже XX-XXI вв. специалисты по применению математических методов в исторических исследованиях много внимания уделяли разработке специальных компьютерных экспертных систем (в рамках идеологии Искусственного интеллекта).

Метод Q-сортировки

При Q-сортировке используется шкала жесткого распределения из девяти пунктов: пункт 1 соответствует минимальной степени интенсивности измеряемого признака (например, наименьшей степени одобрения), а пункт 9 — максимальной степени интенсивности (например, наивысшей степени одобрения). Цель здесь состоит в том, чтобы просто ранжировать (упорядочить) все суждения вдоль единой оценочной оси. Арбитру дается определенная жесткая квота на каждую категорию шкалы (то есть ожидаемое число слов или фраз, которые должны быть им отнесены к данной категории), а затем ему предлагается распределить заданный набор терминов так, чтобы установленные квоты не нарушались. Квоты основаны на предположении (не обязательно верном), что колебания в интенсивности слов и фраз должны укладываться в рамки нормального распределения (когда изучаемые случаи максимально сосредоточены в средней части шкалы, а по мере продвижения к её полюсам их число равномерно убывает). Арбитры, таким образом, вынуждены давать относительные оценки конкретным словам и фразам (случаям), относя их к определенным категориям шкалы.

После того как арбитры завершили свою работу, вычисляется средняя арифметическая оценка шкалы для каждого случая, а затем полученные средние оценки соответствующим образом ранжируются. Далее результаты этого ранжирования случаев по интенсивности используются для приписывания анализируемым текстам кодов, обусловленных встречаемостью в них слов или тем, получивших нашу оценку. Произвольность оценки одного исследователя компенсируется, таким образом, наличием других мнений.

Шкалирование методом парного сравнения

Шкалирование методом парного сравнения имеет те же цели, что и предыдущий метод, но техника его несколько иная. Каждый случай, подлежащий оценке, последовательно сравнивается попарно со всеми другими случаями, при этом каждый арбитр должен решить, какое из слов (или фраз) в каждой паре «сильнее» (или интенсивнее) другого. Так, если надо сравнить пять утверждений (случаев), то каждый арбитр будет последовательно сравнивать сначала 1-е из них со 2-м, с 3-м, 4-м, 5-м, потом 2-е с 3-м, 4-м, 5-м и т. д., всякий раз при этом отмечая, какое из двух более интенсивно. Подсчитав, сколько раз каждый случай оказался в оценке всех арбитров «сильнее» других, и разделив полученное число на число арбитров (то есть вычислив среднюю оценку, вынесенную группой арбитров каждому утверждению), мы получаем возможность осуществить количественное ранжирование всех случаев по степени их интенсивности. Чем выше средняя оценка некоторого утверждения, тем оно, по мнению арбитров, «сильнее».

Однако, с методами Q-сортировки и парного сравнения связаны по меньшей мере две сложности. Во-первых, в обоих этих случаях исследователь полагается полностью на решения арбитров, критерии оценки которых могут быть, а могут и не быть правомерными и/или состоятельными. В экспертизе такого рода стандарты не всегда ясны или, во всяком случае, не всегда ясно определены, и вследствие этого сами оценки носят дискуссионный характер. Встречаются случаи, когда один и тот же арбитр выставляет различные оценки одному и тому же утверждению в серии идентичных испытаний. Кроме того, отбор арбитров в высшей степени произволен. Следовательно, и надежность результатов, полученных при опоре на таких арбитров, весьма относительна. Поэтому данные процедуры следует использовать, делая скидку на «человеческий фактор».

Качественный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он ещё называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений. При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания. В результате такого анализа чаще получаются куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые.

Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.

> См. также

  • Интент-анализ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *